ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 318

7
8
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
41
деніи
всеобщаго
обученія
поднимался
очень
рано,
но
только
въ
послѣдніе
годы
онъ
получилъ
свое
разрѣшеніе
и
въ
настоящее
время
занимаетъ
первое
мѣсто
среди другихъ
вопросовъ народ-
наго
образованія. Вопросъ
о
введеніи всеобщаго
обученія
под-
нимался
уже
въ
первыхъ
земскихъ
собраніахъ,
но
рѣшался
онъ
тогда
лишь въ
общихъ
чертахъ,
безъ
достаточной
разработки.
Вообще
вопросъ
этотъ
быпъ
для
того
времени,
по
выражение
Фальборка,
„фантастическимъ".
„Еще
не
было
учителей,
не
было
школ.ъ
и
средствъ,
а
уже
были
мечты
объ
осуществленіи
всеобща-
го
образованія".
*)
При
такихъ
условіяхъ
не могло
быгь,
конечно,
серьезной
постановки
вопроса,
—не
вырабатывалось
школьныхъ
сѣтей,
не
было
точнаго
учета
дѣтей
школьнаго
возраста,
ооредѣпенія
нормальныхъ
школьныхъ
районовъ
и
т.
п.,
а
слѣдовательно,
п
всѣ
разсужденія
о
введеніи всеобщаго
обученія
были безпочвен-
ны.
Болѣе
серьезную
разработку
вопросъ
этотъ
получаетъ
лишь
въ
серѳдинѣ
90-хъ
годовъ:
въ
1896 году
онъ
обсуждался
уже
въ
17
губернскихъ
и
60
уѣздныхъ
земскихъ
собраніяхъ.
2
)
Въ
то
же
время
земства
постоянно
возбуждали
ходатайства
о
введеніп
всеобщаго
обученія.
Вообще
съ
самаго начала
своей
дѣятельности
земства
все
время
сталкивались
съ
вопросомъ
о
введеніи
всеобшаго
обученія
и
сыграли
большую
роль
въ
дѣлѣ
подготовки
этого
вопроса.
Какъ
извѣстно,
министерство
народ-
наго
просвѣщенія
долгое
время
не
принимало
должнаго
участія
въ
дѣлѣ
народнаго
образованія.
Самые расходы
его
на началь-
ное
образованіе
были
до
послѣднихъ
лѣтъ совсѣмъ
ничтожны:
съ
1866
г.
и
до
начала
900-хъ
годовъ
затраты
эти
не
поднялись
да-
же до
1°/
0
.
3
)
Принимая
лишь
самое
незначительное
участіе
въ
матеріальномъ
содержаніи
школъ,
правительство,
вмѣстѣ
съ
тѣмъ,
не оказало
вліянія
на
разработку
вопросовъ,
связанныхъ
со
школьнымъ
дѣломъ.
Въ
частности,
въ
области
великой
задачи
осуществленія
всеобщаго
обученія,
говоритъ
Фальборкъ,
„оно
не
дало
ниче-
го".
4)
Хотя
вопросъ
этотъ
поднимался,
по
указанію
того
же
Фальборка,
я въ
правительственныхъ
сферахъ
очень
рано,
но
все
здѣсь
ограничивалось
лишь
бумажной
работой.
Работа
эта
не
была
плодотворна,
и,
разрѣшая
вопросъ
объ
осуществленіи
*)
Фальборкъ.
„Всеобщее
обученіе",
стр.
47.
2)
Боголѣповъ.
„Къ
вопросу
о
составленіи
проектовъ
нормальной
сѣти
УЧалищъ",
Статья
въ
сборникѣ
„Всеобщее
обученіе",
1902
г.
3
)
Лебедевъ,
„Школьное
дѣло",
стр. 32.
4
)
Фальборкъ,
стр.
54.
1...,308,309,310,311,312,313,314,315,316,317 319,320,321,322,323,324,325,326,327,328,...1003
Powered by FlippingBook