МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. - page 110

96
лугу; Серпуховъ, Мценскъ, Бѣлевъ, Петербургъ, Нижній Новгородъ, Мор-
шанскъ, иногда и въ Саратовъ, Перемышль, Кіевъ и пр. При входѣ въ Мос­
кву рѣку, нѣкоторыя суда перегружаютъ кладь на другія, меньшихъ раз­
мѣровъ и доходятъ до Москвы; потомъ, нагрузившись новою кладью, сплав­
ляются внизъ по рѣкѣ на веслахъ и не останавливаясь идутъ въ Нижній-
Новгородъ къ ярмаркѣ; гдѣ, нагрузившись въ третій разъ, взводятся по
пристанямъ и по выгрузкѣ, остаются въ нихъ на зимовку до слѣдующей
навигаціи. Въ пятилѣтней сложности, ежегодно разгружается на пристаняхъ
губерніи 171 судно, преимущественно въ Перевлесѣ.
Судоходство, въ предѣлахъ губерніи, не подвержено никакимъ опаснымъ
случаямъ; несчастья, если они и случаются, то большею частью отъ нео­
смотрительности рабочихъ. Въ теченіи послѣднихъ десяти лѣтъ, только
два судна разбито и одно сгорѣло. (')
Разсматривая систему рѣкъ Рязанской губерніи въ отношеніи судоход­
номъ, нельзя не признать ее вообще выгодною. Ока, глубоко вдаваясь въ гу­
бернію, какъ бы желала этимъ излить на нее, какъ можно болѣе, свое бла­
годѣтельное вліяніе. Значительнѣйшій притокъ ея Проня, при общемъ на­
правленіи на востокъ, только на протяженіи своего судоходнаго состоянія
(около 30 верстъ) течетъ на сѣверъ; такъ, что важнѣйшая пристань—Пе-
ревлесъ находится почти математически въ центрѣ губерніи. Проня, Ока
и Москва рѣка составляютъ, такимъ образомъ, почти прямую линію на­
туральнаго судоходства къ главнѣйшему пункту сбыта произвдееній гу­
берніи — Москвѣ. Важный недостатокъ этой линіи заключается въ томъ,
что теченіе рѣкъ противно направленію торговаго пути; извилистое теченіе
Оки, и въ особенности Москвы, тоже замедляетъ судоходство; но, не смо­
тря па это, оно производится безпрепятственно и вполнѣ обезпечиваетъ
главный сбытъ произведеній большей части губерніи. Не менѣе важна въ
торговомъ отношеніи и остальная часть теченія Оки, служа проводникомъ
(’) Рѣдкимъ исключеніемъ, въ этомъ отношеніи, служитъ 1856 годъ, по своей въ высшей
степени эксцентричной зимъ. Отъ бывшихъ морозовъ ръка первоначально покрылась дви­
жущимся саломъ, а 18 октября льдомъ; отъ чего судоходство неожиданно и преждевремен­
но было прервано и большое число судовъ, не дойдя до своихъ мѣстъ, должны были остано­
виться въ разныхъ мѣстахъ, на протяженіи всей дистанціи. 30 октября Ока опять вскрылась;
а 7 ноября снова замерзала. 30. ноября Ока, еще разъ, вышла изъ береговъ; и только 10
декабря окончательно покрылась льдомъ. Къ тому же, въ теченіи всего сентября мѣсяца, дули
сильные вѣтры и нерѣдко случались бури. Отъ всѣхъ этихъ причинъ въ судоходствѣ не могли
не произойти безпорядки: 2 судна были залиты водой вовремя бури и 4 затерты льдомъ. Хо­
зяева судовъ, недошедшихъ до своихъ мѣстъ, большею частью, выгрузили кладь и отправил-
ее гужемъ; 49 судовъ остались съ своимъ грузомъ до слѣдующей навигаціи и наконецъ, явии
лось множество жалобъ коноводовъ
и
судорабочихъ на хозяевъ, которые не
хотѣли
уплатить
условленныхъ денегъ.
1...,100,101,102,103,104,105,106,107,108,109 111,112,113,114,115,116,117,118,119,120,...587
Powered by FlippingBook