МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. - page 81

— 67 —
та различныхъ частей губерніи; а слѣдовательно и вывести заключеніе о
качествахъ дорогъ. Часть губерніи, по правую сторону Оки лежащая, воз­
вышенная, открытая и населенная, имѣетъ поверхность холмистую и вол­
нообразную, которая, только на крайнемъ Ю. В., принимаетъ характеръ
равнинный. Преобладающій грунтъ ея до р. Прони глинисто-черноземный;
за рѣкою же черноземъ, часто иловатый и очень рыхлый. Оба эти грунта
въ сухое время, окрѣпнувъ, дѣлаются весьма тверды; но при малѣйшемъ
дождѣ они легко растворяются и превращаются въ клейкую и вязкую грязь.
Въ этой части губерніи, дороги, пересѣкаясь довольно часто лощинами, про­
ходятъ по легкимъ ихъ скатамъ; тамъ же, гдѣ лощины принимаютъ видъ
овраговъ, спуски и подъемы становятся круты и затруднительны. Рѣки,
рѣчки и не большіе ручьи встрѣчаются на пути безпрестанно; и долины
ихъ, часто очень низменныя,много препятствуютъ сообщеніямъ. Въ части
губерніи,лежащей на лѣвой сторонѣ Оки, мѣстность ровнѣе; хотя нерѣдко
и здѣсь встрѣчаются неровности съ лощинами и даже оврагами. Грунтъ
песчано-глинистый, мѣстами же чисто песчаный. Лощины и, вообще, низ­
менности имѣютъ характеръ болотныхъ низинъ, съ грунтомъ иловатымъ,
необыкновенно грязнымъ и топкимъ въ ненастное время. Дороги тянут­
ся здѣсь по пескамъ иногда сыпучимъ и утомительны въ сухое время года;
тамъ же, гдѣ они пролегаютъ по низменностямъ, становятся крайне за­
труднительными, слѣдуя, большею частью, по дурнымъ гатямъ, по
накатнику или по глубокой грязи. Иногда путь лежитъ чрезъ обширныя
болотистыя мѣста, такъ называемыя омшары, и тогда, проѣздъ воз­
моженъ только по накатнику. Такого рода дороги тянутся, мѣстами, по-
нѣсколько десятковъ верстъ.
Почти всѣ рязанскія дороги зимою и въ сухое лѣтнее время, пред­
ставляютъ сѣть превосходныхъ сообщеній, удобствомъ не уступающихъ
шоссе; но послѣ двухъ, трехъ ненастныхъ дней все измѣняется: грунтъ
растворяется и обращается въ грязь, бѣгущіе ручьи образуютъ промоины,
лощины и мѣста низменныя наполняются водой. Въ это время, отъ
прогона гуртовъ и движенія тяжестей, дороги выбиваются ямами и
глубокими колеями, и на нихъ образуются грядки, проѣздъ по ко­
торымъ почти невозможенъ. Особенныя затрудненія встрѣчаются на мостахъ
и гатяхъ; часто какой нибудь ничтожный ручей, въ сухое время незамѣтный,
послѣ нѣсколькихъ дней дождя, становится препятствіемъ неодолимымъ, осо­
бенно для тяжелыхъ экипажей. Случись послѣ всего этого ясныйдень, идорога
въ нѣсколько часовъ исправляется и приходитъ въ прежній порядокъ.
Весенніе мѣсяцы мартъ и апрѣль, безспорно, самые за труднительные для
проѣзда порязанскимъ дорогамъ. Главнымъ препятствіемъ въ это время года
#
1...,71,72,73,74,75,76,77,78,79,80 82,83,84,85,86,87,88,89,90,91,...587
Powered by FlippingBook