МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. - page 96

— 8 2 —
Почтовые экипажи состоятъ изъ тяжелыхъ русскихъ троичныхъ телѣгъ,
съ ихъ грузною упряжью. Легкія польскія дышловыя брички встрѣчаются
на астраханскомъ трактѣ; но къ сожалѣнію въ маломъ количествѣ. При­
страстіе ямщиковъ къ ихъ родной упряжи причиною, что брички эти, не
смотря на всѣ преимущества свои, не входятъ въ употребленіе. Въ почто­
вые дни, именно: каждое воскресеніе и каждую середу приходятъ изъ Мо­
сквы въ Рязань почтовыя кареты и почтовые брыки съ пасажирами и от­
правляются обратно въ Москву, съ почтою и пасажирами же, по воскре­
сеньямъ и по середамъ въ 10-ть часовъ утра.
г) ТОРГОВЫЕ ПУТИ.
Важнѣйшимъ путемъ Рязанскаго края была съ давнихъ поръ Ока. Чрезъ
ея посредство производился главный обмѣнъ произведеній русскихъ и
азіатскихъ. Главнѣйшее торговое движеніе шло изъ Оки внизъ по Волгѣ;
но, кромѣ этого пути, существовалъ еще другой: изъ Оки внизъ по Дону,
оживившійся, въ особенности, когда мимо береговъ Чернаго и Азовскаго
морей направилось главное движеніе европейско-азіатской торговли. Ког­
да русская торговля приняла направленіе отъ С. 3. къ Ю. В, т. е. отъ Новго­
рода, Твери и Москвы на Волгу и Донъ, чрезъ Рязанскій край стали про­
ходить важные торговые пути. Въ это время существовали между Окой и
Дономъ двѣ главныя дороги: западная, сухопутная и восточная, водяная съ
небольшою переволокою. Послѣдняя описывается подробно въ наказѣ в. к.
Рязанскаго Іоанна III къ в. княгинѣ Агрипинѣ, І 502 года:» А ѣхать ему,
Якункѣ, съ посломъ турецкимъ отъ Старой Рязани вверхъ Пронею, а отъ
той рѣки Прони по Рановой, а изъ Рановой, Хуптою, вверхъ до переволо­
ки, дорясскагополя.» Переѣхавъ рясское поле, путники по рѣкамъ Рясѣ и
Воронежу спускались въ Донъ. Хотя нѣтъ прямыхъ указаній, чтобы этотъ
путь служилъ проводникомъ торговаго движенія и такія рѣчки, какъ Хунта
и Ряса, по своему мелководію, не могли носить большихъ судовъ, съ ихъ
тяжелымъ грузомъ; но, при обиліи лѣсовъ, они безсомнѣнія были въ тѣ вре­
мена гораздо полноводнѣе, а весной и осенью были судоходны во всякомъ
случаѣ. Другой путь указанъ въ извѣстномъ хожденіи митрополита Пиме­
на, въ 1389 году. Изъ Переяславля Рязанскагопутешественники отправи­
лись на югъ сухимъ путемъ; суда везли за ними на колесахъ и спускали
1...,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95 97,98,99,100,101,102,103,104,105,106,...587
Powered by FlippingBook