Д5
3
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУВВРНСКАГО ЗЕМСТВА.
71
какъ
устраняютъ
зло
нашихъ
шаблонныхъ
уроковъ грамоты,
—
необходимость
буквосліянія.
Но
примѣненіе
слоговой
основы
ся
ова
къ
самому процессу
обученія
грамотѣ,
повидимому,
отли.
чается
чертами,
которыя говорятъ
не въ
пользу
метода.
Надоб-
но
поскорѣе
имѣть
дѣло
со
словомъ,
изъ
сэмаго слова
извле_
кать
средства
чтенія
его
частей,
въ
другихъ
словахъ
читать эти
же
части,
видѣть
побольше
словъ съ
извѣстными
слоговыми
до-
лями,
чтобы ученикъ
не
боялся
словъ,
привыкалъ
схватывать
ихъ,
—
однимъ
словомъ,
слоги
должны
выступать
не
отдѣльно
|ибо
они
мертвы,
не
осмысленны),
а въ
словахъ.
Тогда
задача
обученія
грамотѣ—
чтѳвіе
словъ
—
приблизится
къ
своему
осуще-
ствивши)
гораздо
скорѣѳ.
Да
и
самое
обученіе
чтенію
будетъ
носить
болѣе
занимательный,
сознательный
характеръ.
Такъ
или
иначе,
а г.
Житомірскій
подчеркнулъ
одну
изъ
существенныхъ
особенностей
метода
„Словечка."
Дазіѣе,
защиту
„словозрительнаго
метода"
на
страницах-!
того
же
„Народнаго
Образованія"
мы
находимъ
въ
рѣзкой
полеми-
ческой
статьѣ
г.
А.
Яковлева
въ
№
3
за
1914
г.,
статьѣ,
пшенной
спокойной объективности
и
озаглавленной
такъ:
Какъ
У)
г.
П.
Вахтеровъ
критиковалъ
на
всероссійскомъ
учительскомъ
съѣздѣ
американскій
мѳтодъ
обученія
грамотѣ".
Не
останавли-
ваясь
на
этой
полемикѣ,
непріятно
дѣйствующей
привнесеніемъ
совсѣмъ
не
идущаго
къ
дѣлу
личнаго
элемента,
мы
приведемъ
лишь
заключительную
страницу
изъ
статьи,
гдѣ
развивается
мысль,
что
и въ
словозрительномъ
методѣ,
какъ
и
въ
звуко-
вомъ,
имѣѳтъ мѣсто
звуковой
анализъ.
„Яо
въ
американскомъ
методѣ
повиманіе
и
употребленіе
звукового
анализа
совсѣмъ
иное
чѣмъ
у
г.
Вахтерова
въ
зву_
ковомъ
методѣ.
На
этомъ
вопросѣ
стоитъ
остановиться,
чтобы
выяснить,
на
чьей
сторонѣ
правда
и
здравый
смыслъ.
„Г.
Вахтеровъ
съ
торжествомъ
говоритъ: „ученики
прони-
каютъ
въ
сѳкрѳтъ
чтенія,
когда они,
разложивъ
слово
на
звуки,
изобразятъ
эти
звуки
буквами
и
затѣмъ
прочитаютъ
написанное."
Ученикъ
получаетъ
ключъ
къ
самостоятельному
сознательному
прочтѳнію
новаго
слова
и
новой
фразы
по
извѣстнымъ
ему
бук-
вамъ,
составляющимъ
данныя
слова".
Однимъ
словомъ,
г.
Вахтеровъ
здѣсь
повторяетъ
тотъ
доводъ,
который
часто
слышится
отъ за-
щитниковъ
звукового
метода:
этотъ
мѳтодъ
имѣетъ
то
преимуще-
ство,
что онъ
дѣлаетъ
ученика
способн
ымъ
прочитывать
новыя,
доседѣ
ему
незнакомый
слова,
ибо ученики
могутъ
образовать
всякое
слово,
соединивши
всѣ
звуки
соотвѣтствующихъ
бѵквъ.