22
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРЯОКАГО ЗЕМСТВА-
№
„Мнѣ
хотѣлось
научить
дѣтѳй
читать въ
первые
уроки
что-
нибудь,
болѣе
связанное съ
дѣтской
жизнью,
съ
ихъ
интересами,
и
поэтому
я
рѣшила
последовать
примѣру
учительницы
шкоды
г-жи
.Адлѳръ,
начавшей
обученіе
'г
рамотѣ
съ
чтѳнія
словъ
и
фразъ,
содерясаніѳ
которыхъ
относилось
къ
жизни
кукольной
семьи.
Ког.
да,
въ
одинъ
язъ
первыхъ
дней
занятій,
я
предложила
дѣтявд
сдѣлать
куколъ,
чтобы
играть
ими
въ
школѣ,
мое
предложена
вызвало
большое
удовольетвіе,
и
желающихъ
сдѣлать
куколі
нашлось
очень
много.
Скоро
были
сшиты изъ
тряпочекъ
мама
дочери
ея
—
Маша
и
Луша
и
сынъ
Миша.
Рѣшено
было,
что
кук
лы
будутъ
жить
сначала
въ
деревнѣ,
*)
а
потомъ
переѣдутъ
а
фабрику
въ
Москву.
**)
Когда
разговоръ
о
куклахъ
кончило;
я
сказала
дѣтямъ,
что
знаю
интересную игру:
я
буду
пвсат
про
куколъ,
что
хочу,
а
они
будутъ
отгадывать,
т.-е. читать
со
ставленныя
мной
слова.
„Впечатлѣніе
отъ
моихъ
словъ
было
неожиданное.
Вс:
очень заволновались.
Многіе закричали,
что не
умѣютъ
читай
нѣкоторые
о чемъ-то оживленно зашептались
другъ
съ
другомі
Одинъ
мальчикъ
подбѣжалъ
ко
мнѣ
и
заявилъ,
что
знаетъ
толе
ко
„а".
„Вы
всѣ
сейчасъ
сумЪете прочитать",
сказала
я,
и,
раг
мѣстивъ
на
доскѣ
съ
одной
стороны
маму,
съ
другой
—
Машу,
помѣстила
подъ
ними
ихъ
имена изъ печатныхъ
карточекъ
сказала:
„вотъ
какъ
зовут
ъ
куколъ;
прочитайте".
Слова,
коне"
но,
были
прочитаны.
Всѣмъ
стало очень
весело.
Для
того, чтоб]
удовлетворить
желаніе
мяогихъ
прочитать
въ
одиночку,
я
звал
ихъ
къ
доскѣ,
и
одни
съ
сіяюпщмъ
лицомъ,
другіе
серьезно,
как
будто
дѣлали
трудное
дѣло,
читали
эти
два
слова.
Играли
ыі
еще
и
такъ:
я сняла
слова съ
доски,
а
потомъ,
составивъ
т
одно,
то
другое
слово,
предлагала
дѣтямъ
угадать, какую
куші
надо
иомѣстить
йадъ
этимъ словомъ.
Потомъ
я
предложила
шг
нарисовать у себя
маму
и
Машу
и
подписать
ихъ
имена.
Вскор
у
нихъ
на
бумажкахъ
появились
различныя
фигурки,
а
поя
ними
цѣлые
столбцы
именъ.
„Уходя
изъ
школы,
дѣти
попросили
бумаги
на
домъ,
и
мн:
^ія
исписали всю
страницу.
Въ
слѣдующій
урокъ,
помѣстяв:
на
доску
маму
и
Машу,
я
нѣсколько
разъ
неправильно
подся
вляла ихъ
имена
и,
убѣдившись,
что
дѣти
хорошо
отличают
одно
слово
отъ
другого, спросила
ихъ,
почему
они
узнаютъ,
я
*f
Это
рѣшеніе
дало
мнѣ
возможность
провести рядъ
бесѣдъ
о
сельско
жизни,
который
дѣти
иллюстрировали
лѣпкой
и
рисованіемъ.
**)
Школа,
въ
которой
я
занимаюсь,
—
фабричная.