54
В£СТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№
J
ничиться
неболыпимъ
объѳмомъ
познаній
для
начальныхъ н
родныхъ
учителей.
И
здѣсь
Ушинскій
повторяѳтъ
свою язлго
бленную
мысль
о
томъ,
что
важны
не столько
познанія
сами щ
себѣ,
сколько
„характеръ,
нравственность,
убѣждѳнія"
учителя,—
и
это
тѣмъ болѣѳ
важно по
отношенію
къ
начальному
учител
что
„въ
народныхъ
школахъ
больше вліянія
оказываетъ
на
уче
никовъ личность
учителя,
чѣмъ
наука".
Поэтому
познанія
н
родныхъ
учителей
могутъ
и
должны
быть
„не
глубокими
и
щ
обширными".
„Элементарный
и
народный
учитель
должені
знать
немногое".
Ушинскій
въ
сообщеніи
„безполезно
высшихі
взглядовъ"
будущимъ
народнымъ
учителамъ
видитъ
даже
пря
мую
опасность: это можетъ
нарушить
„спокойствіе
ихъ
жизш
и
сдѣдать
для
нихъ
тяжелою
ихъ
дѣятельность".
Не
тольк
безполезными,
но
даже
вредными
могутъ
оказаться
для
наро
ныхъ
и
элементарныхъ
учителей
также
и
обширныя
познанія
ві
той
или
другой
области.
„Такъ,
напримѣръ,
обширныя филоло
гическія
познанія
не
нужны
народному
и
элементарному учи
телю",
говоритъ
Ушинскій, „филологическія
идеи
скорѣе
принесуті
ему
вредъ
чѣмъ
пользу....
Германскіе
педагоги
именно
замѣ
чаютъ,
что
молодые
люди,
слушавшіе университетскіе
курсы
і
вынесшіе
изъ
нихъ
высокія
научныя
идеи,
по
большей
часті
являются
дурными
элементарными
и
народными
учителями,
внос?
эти
идеи
со всею
ихъ
обширностью
и
вмѣстѣ
со
всею
ихъ
не
опредѣлѳнностыо
въ
свою
школьную
дѣятельность"
Вообще
по
мнѣнію
Ушинскаго,
будущій
народный
учитель
не
должен
быть
„пѳреучѳнъ»
—
„nicht
uberlehrnen",
—
повторяетъ
онъ
принци
нѣкоторыхъ
прусскихъ
сѳминарій.
Нельзя
не
признать,
что
въ
этой
части
„проекта"
Ушин
скаго,
несомнѣнно,
сказалось
на
авторѣ
вліяніе
нѣмецкихъ,
ві
частности
прусскихъ,
образцовъ
съ ихъ
предпочтеніемъ
техник
и
нѣкоторой
механизированности
въ
преподаваніи
(вспомнимі
пьесу
изъ жизни
нѣмецкой
школы
„Педагоги")
широтѣ
взгля-
довъ,
попоженныхъ
въ
основу
обученія.
Но
мы
грубо
ошиб
лись
бы,
если
бы
изъ
высказанныхъ
Ушинскимъ
взглядов^
на
объемъ
курсовъ
для
будущихъ учителей
вывели
заключѳніе,
что
великій
педагогъ
нашъ
предпочелъ
бы
въ
качествѣ
народ
ныхъ
учителей
видѣть
какихъ-то
недоучекъ.
Именно
нѣтъ
Говоря
о
томъ,
что
будущій народный
учитель
не
должен
быть
„переученъ",
онъ
въ
то
же
время
настаиваетъ, чтобы
бу-
дущей
учитель
не
былъ
и
„недоученъ". Ушинскаго
пугаѳтъ
не
обширность
знаній
будущаго
учителя,
а
поверхностныя
нолузна