в
Рязанской
губернии
19
в
школу.
Через
эти
учреждения
мать
—
ра-
ботница
и
крестьянка
—
получила
возмож-
ность
приобщиться
к
культурной
и
об-
щественной
жизни,
—
спокойно
уйти
на
ра-
боту,
не
тревожась
за оставленного
ре-
бенка.
Дошкольное
образование
кладет
пер-
вый
фундамент
в
дело
социального
вос-
питания.
Дети,
прошедшие
дошкольную
подготовку,
резко
отличаются
в
школе
от
детей,
не
получивших
этой
подготовки,
как
по
своему
развитию,
так и
общей
успе-
ваемости
и
организованности.
Ценность
дошкольных
учреждений
дав-
но
уже
осознана массами.
Об
этом
очень
красноречиво говорит
та
материальная
помощь,
которую
оказывает
население
и
•общественные
организации
на
содержание
этих
учреждений
там,
где
бюджеты
отде-
лов
народного
образования
не в состоя-
нии полностью
обеспечить
эти
учреждения.
В
настоящий
момент
имеется
в
гу-
бернии
15
садов
и
2
очага,
а
площадки
почти
в
каждой
волости.
Всего
обслужи-
вается
детей
в
возрасте
от
3
до
8
лет
2280
человек.
В
дальнейшем,
с
ростом
бюджета
и
при
поддержке
самих
трудящихся,
сеть
до-
школьных
учреждений
должна
расшириться.
Единая
трудовая
школа.
10
лет,
протекших
с
момента
Октябрь-
ской революции, были
годами
упорной,
напряженной
борьбы
за
создание
новой
«диной
трудовой
советской
школы.
Что
представлял собою
учитель
до-
революционной
школы?
Как
видно
из
архивных
материалов
1913
года,
из
общего
количества
5073
уча-
щих
(на
2100
школ),
законо
и
веро-учи-
телей
было
1796,
т. е.
более
35%-
Одна
уже
эта
цифра
показывает,
какое
влия-
ние
проводилось
в
школе.
Впрочем,
и
остальная масса
учительства
в
большин-
стве состояла из
людей,
чуждых
трудя-
щимся.
Это
были
преимущественно
дети
духовенства
и
мелкой
буржуазии,
кото-
рым
не
удалось получить
высшего
и
даже
среднего
образования.
Только
ничтожная
частичка
учительства
выходила
из
трудо-
вого
крестьянства.
В
начальной
школе
ребенок
крестья-
нина
—
бедняка,
ребенок рабочего
чувство-
вал
себе
не легко: его воспитывали
при
помощи
линеек,
путем
„оставления
без
обеда".
Конечно,
в
те
времена
ни о
ка-
ком
самоуправлении
нечего
было
и гово-
рить.
Личность
ребенка
подавлялась
со
школьной
скамьи.
Результатом
всего это-
го
было
то,
что
беднота
бросала
школу
в
первые
годы
обучения.
Не
было
и
преемственности
при
пере-
ходе
из
начальной
школы
в
среднюю
и
высшую,
поэтому
доступ
трудящимся
в
эти
школы
был
фактически
закрыт.
Старая
школа
стояла в
стороне
от
окружающей
среды,
не
допуская
для
обсу-
ждения
воспитательной
и
образовательной
работы
школы
представителей
трудящихся.
Такая
школа,
конечно,
ни
в
малейшей
степени
не могла
отвечать
запросам
тру-
дящихся
масс,
свергнувших
царизм,
и она
погибла
под
развалинами
царской
России.
С
1918
года,
когда
появилось
в
свет
„Положение
о
единой
трудовой
школе",
в
Рязанской
губернии
зарождается
новая
школа.
Ее
первым
восприемником
была
небольшая
революционная,
вышедшая
из
рабоче-крестьянских
масс,
группа
учите-
лей
и
учительниц.
Для
массового
же
учи-
тельства
новая
трудовая
школа
долгое
время
остается
непонятной.
Начинается
полоса
исканий.
Так
про-
должалось
до
конца
наших
побед
на
фронтах,
когда
учительство,
переживав-
шее
трагическую
полосу
крайних
мате-
риальных
лишений
и
моральных
страда-
ний
за
развалившуюся
школу,
за
свою
отчужденность
от
общественной
деятель-
ности
начинает
становиться
на
револю-
ционный
путь,
лицом
к
новой
школе.
В
1924
г.,
впервые
появляются
про-
граммы
ГУС'а,
связывающие
школу
с
окру-
жающей
жизнью
и
дающей
ей
марксист-
скую
установку.
Одновременно
улучшает-
ся
и
материальное
положение
как
школы,
так и
учительства.
Так,
расходы
на
на-
чальное
образование
в
1925-26
г. по
срав-
нению
с
предыдущим
годом
возросли
на
79%,
а
в
1926-27
г. по
сравнению
с
пред-
идущим
годом
на
26%.
Сеть
школ,
со-
кратившаяся
к
1924-25
учебному
году
до
1900,
в
1927
г,
поднимается до
2100.
На
курсах
и
конференциях
учитель-
ство
с
жаром
принимается
за
изучение
программ
и
проведение
их
в
жизнь.
Опыт
мест
ГубОНО
суммируется
и
возвращает-
ся
обратно
в
виде методических
указаний
и
планов
школьной
работы.
Одновремен-
но
ГубОНО
провел
большую работу
по
переподготовке
учительства.
И
вот
теперь,
когда
программы
по
школам
обеих
ступе-