ПРАЗДНОВАНИЕ 800 - ЛЕТИЯ (1095-1895 Г.Г.) Г. РЯЗАНИ, 20-22 СЕНТЯБРЯ 1895 ГОДА . - page 133
7 §
Съ
тѣхъ-то
иоръ этому краю,
со
стороны
Оки,
равно
какъ
Кіеву,
со
стороны
Днѣпра,
в
суждено
было
вести
долгую
и
упорпую
борьбу
съ
варварами— кочевниками,
стоять
на
стражѣ
русской
народности
и
обе-
регать
ея
цѣлості,
и
свободу.
Быть
можетъ
и
самое слово
„Рязань",
или,
по
первоначальной
орфографіи
„Р-ѣзань",
произошло
отъ
этой
нескончаемой
рѣзни,
которая
выпала
на
долю
этого
края.
Впрочемъ
сиѣшу
оговориться:
наши
историки,
а
въ
томъ
числѣ
и
почтенный
г.
Иловайскій,
трудамъ котораго
мы
слѣдуемъ,
не
согласны
принять
такое
образованіе
слова
„Рязань",
они
видятъ
его
происхождение
въ
финскомъ
нарѣчіи.
Кромѣ
Рязани
и
Переяславля
въ
этомъ
краю
вознпкаютъ
скоро
и
другіи
городки:
Цронскъ,
Глѣаовъ,
Ростиславль.
Очевидно,
цѣль
ихъ
возникновенія
одна
п
таже:
они
служили
онлотомъ
отъ
вторжонія
вар-
варов ь;
они
служили
также
административными
пунктами
и
очагами
для
])аспространенія
хрпстіанства.
Б
.зникаетъ
городъ
т.
е.
укрѣчлсвіе,
и
внутри
его
Божій
храмъ
„Заложенъ
былъ
градъ
Переяславль
рязан-
скій
у
церкви Св.
Николы
Стараго"
говоритъ,
нанримѣръ,
древнее
извѣстіе.
Мечъ
духовный
и
мечъ
свѣтскій
дѣйствѵютъ
заодно;
это
не
есть исключительная
особенность
только
этой
страны;
такъ
было
н
во
многихъ
другнхъ
мѣстахъ.
Назарѣ
образованія
государствъ
въ
глухихъ
и
азыческохъ
странахъ
свѣтской
и
духовной
власти
приходилось
дѣй-
ствовать
совокупно, Быть можетъ,
еще
Рлѣбъ
Муромскій
распростра-
нялъ
здѣсь
христіанство,
которое
еще
долго,
цѣлое
столѣтіе,
не
могло
здѣсь
утвердиться. Такимъ
же
образомъ
дѣйствуетъ
п
Ярославъ
Рлзан-
скій.
Оігь стремится
утвердить
въ этихъ
язкческихъ
странахъ
христі-
анство;
когда
же его
сынъ
Михаилъ
былъ
убитъ
азычнивами въ
Муго-
мѣ,
Ярославъ
взялъ
силой
бѵнтующій
городъ
и,
do
преданію,
,.укро-
тилъ
язычииковъ
однимъ
своимъ
появленіемъ передъ
ними
съ
иконою
Богородицы,
Борьба
окончилась
вобѣдою
христіанства,
и,
по
словамъ
преданія,
даже
совершилось
торжественное
крещевіе
муромскихъ
языч-
ииковъ на
рѣкѣ
Окѣ,
подобно
крещеаіго
кіевлянъ
при
Св
Владимірѣ"
(Иловайскій).
Почти
въ
тоже
время утвердилось
христіанство
,п
по
вер-
хнему
теченію
Оки,
среди
Вятичей,
гдѣ
Слово Божіе
цроповѣдывалъ
вначалѣ
св.
Кукша,
который
хотя
и
погибъ
здѣсь
смертью
мученика,
но
дѣло,
имъ
носѣянное,
не
пропало
втунѣ:
Вятичи
скоро присое-
динились
къ
хрпстіанству.
Что
касается
Рязанской
земли,
то хотя и не
сохранилось
извѣстій
о
распространеніи
въ
ней
ироповѣди
христіанскои,
но
можно
предполо-
жить,
что она
шла
туда
съ
двухъ
концевъ:
изъ зеили
Вятичей,
и
изъ
земли
Муромской,
и
что
христіанство
утвердилось
въ
ней
въ тоже
время,
т.
е.
въ
XII
вѣкѣ,
и
утвердилось
безъ
борьбы,
такъ какъ въ
протпв-
номъ
случаѣ
отголосокъ
этой
борьбы
дошелъ
бы
до
насъ въ
какихъ
нибудь
предааіяхъ,
Надо
думать,
что племя
Мещера,
населявшее
Ря-
занскую
землю,
не
обладало
достаточной
энергіей
для
сопротпвлевія
и
при
встрѣчѣ
своей
съ
слапянсішмъ
элементомъ
вездѣ
ему уступало
и
во
всемъ
подчинялось
его
вліянію.
Такова
была
дѣятельность
Ярослава
Святославича,
перваго
князя
ра-
за
нскаго, или,
правильнѣе,
муромо-разанскаго.
Построевіе
городовъ
въ
новомъ
краю
и
насажденіе
тамъ
христіанства—
вотъ самыя
яркія
сто-
роны
этой
дѣятельности.
Въ
иослѣдніе
годы
своей
жизни, когда
онъ
остается
старшимъ между
всѣми
князьями
Рюриковичами,
онъ
стремится
на
югъ
для
заоятія
1...,123,124,125,126,127,128,129,130,131,132
134,135,136,137,138,139,140,141,142,143,...208