263 —
дня и ночи. Жалованье рабочіе получаютъ окладное и частью задѣльную
плату; ежемѣсячно расходуется на жалованье до 17 т. р. с.
Матеріалъ для Фабрики, хлопчатая бумага, выписывается изъ Америки,
чрезъ торговые дома Англіи; въ небольшомъ количествѣ, болѣе для тол
стыхъ номеровъ, покупается также на нижегородской ярмаркѣ персидская
хлопка. Деревяннаго масла привозится ежегодно изъ заграницы до 1000
бочекъ. Дровъ расходуется каждыя сутки 60 саженъ. (') Хлудовы имѣютъ
собственныя значительныя рощи въ окрестностяхъ г. Егорьевска, но дрова
для паровыхъ машинъ покупаютъ въ рощахъ частныхъ владѣльцевъ (пя-
ти-четвертныя отъ 3 до 4 руб. с. за сажень). Газъ, для освѣщенія Фабри
ки, добывается изъ смолы древесныхъ корней, еловыхъ и сосновыхъ. Про
чіе матеріалы, какъ то: смола, сало, конопляное масло и прочее, пріобрѣ
таются въ городѣ и въ окрестныхъ селеніяхъ. Наконецъ для развозки
Фабричныхъ издѣлій въ Москву и въ другія мѣста и доставленія на
Фабрику матеріяловъ требуется значительное число подводъ, что чрез
вычайно поощряетъ извозный промыселъ въ окрестностяхъ Егорьев
ска. Кромѣ временныхъ извощиковъ, Хлудовы имѣютъ при Фабрикѣ 70 по
стоянныхъ, которымъ платится по 20 к. с. съ каждаго пуда за конецъ въ
Москву и оттуда обратно въ Егорьевскъ.
Бумажная пряжа бываетъ 40 номеровъ. Ежедневно выдѣлывается опой
среднимъ числомъ до 400пудовъ; такимъ образомъ, въ теченіи 1857 го
да, сработано 108,000 пудовъ пряжи, цѣною по 16 руб. с. за каждый. Го
товая пряжа складывается въ пачки, по 11 Фунтовъ въ каждой; пачки,
счетомъ по 36, складываются въ тюкъ 10 пудовъ вѣса.
Издѣлья сбываются большею частью въ Москву и Владимірскую губер
нію; значительная также часть оныхъ расходится въ городѣ Егорьевскѣ
и въ уѣздѣ. Запросъ на пряжу большой, такъ что Фабрика едва успѣваетъ
удовлетворять требованіямъ покупателей.
Вотъ краткое описаніе замѣчательной Фабрики Хлудовыхъ, которою
можетъ гордиться Рязанская губернія. Успѣхъ огромнаго предпріятія былъ
обезпеченъ съ самаго начала значительнымъ капиталомъ и благоразум
ною дѣятельностью владѣльцевъ, практическими познаніями иревностью
директора (2), совершенствомъ машинъ и наконецъ превосходнымъ клас
сомъ готовыхъ рабочихъ. Все это вмѣстѣ привело Фабрику Хлудовыхъ къ
тому цвѣтущему положенію, въ которомъ она находится нынѣ и которое,
(’) Въ настоящее время сдѣланы значительныя усовершенствованія, относительно паровыхъ
двигателей, чрезъ что сократилось на 20, въ сутки, сажень потребленіе дровъ на Фабрикѣ.
(2) Устройствомъ Фабрикираспоряжался англичанинъ Томасъ Годсонъ, который потомъ управ
лялъ ею 14 лѣтъ.