532
въ Тройцѣ-Пеленицѣ, которымъ рубили для себя дрова; перебрасывая его
съ' одного мѣста на другое. Такимъ образомъ топору приходилось со
вершать шестиверстный полетъ. Впрочемъ, преданіе огигантахъ, жившихъ
на курганахъ и бросавшихъ топоръ, разсказываютъ въ разныхъ мѣстахъ
различно. Въ
Т р о й ц ѣ - П е л е н н ц і ь ,
напримѣръ, разсказываютъ не о богатыр
кахъ, а о богатыряхъ, страшныхъ разбойникахъ, которые жили по 500 и
болѣе лѣтъ: «иной, говорятъ они, въ 300 лѣтъ все ещемолодойпарень; дѣ
вки сманиваютъ его себѣ въ женихи и въ мужья, а онъ имъговоритъ, по
годите дѣвки еще мнѣ года не вышли, дайте пожить на свободѣ.» Это
были, помнѣніюихъ, первобытные люди; а потомъ родъ человѣческій из
нѣжился и пошла нынѣшняя мелкота. Впрочемъ о нынѣшнемъ поколѣніи
разсказываютъ, что Богъ создалъ его еще во время богатырей; говорятъ:
«однажды мужикъ богатырь пахалъ землю; разъ сохой пройдетъ и деся
тина готова; смотритъ, что за чудо: крохотныймужичекъ копошится тоже
около земли съ своею лошаденкой; богатырь взялъ и посадилъ его себѣ
на ладонь вмѣстѣ съ лошадью ихотѣлъ былоуже прихлопнуть другой ру
кой, да мать остановила: оставь, говоритъ, это ужь теперь все такіе люди
будутъ». Все это обыкновенно разсказываютъ старики старожилы; побуж
даемые свойственнымъ лѣтамъ ихъ эгоизмомъ, они хвалятъпрежнее вре
мя, разсказывая про пего выдуманныя чудеса и съ видомъ участья сожа
лѣютъ о молодомъ поколѣніи, которому, по ихъ мнѣнію, не жить уже,
какъ они жили; пользуясь правомъ давности, неимѣющей контроля, они
часто врутъ невыносимо; начиная обыкновенно разсказъ свой словами:
когда я былъ еще мальчикомъ, то и пр. Такимъ образомъ отъ здѣшнихъ
стариковъможно услышать, что имъ случалось выкапывать топоры бога
тырей, что изъ одного топора надѣлали они сохъ на три деревни, что въ
с.Киструсѣрыбакивытащили изъ воды богатырскую кость (берцовую) въ
двааршина, что она долго валялась иа какомъ-то крестьянскомъ дворѣ, а
потомъ неизвѣстно куда пропала и ир.
Курганъ села Тройцы-Пелеиицы, съ котораго богатыри перебрасы
вали свои единственный топоръ, вышиною 4 сажени и имѣетъ Фигуру ко
ническую; неподалеку отъ него находится городокъ, земляной валъ кото
раго еще явственно обозначается. Въ самомъ селѣ находится церковь и
въ ней образъ св. Тройцы въ бисерномъ и
фольговомъ
окладѣ, съ слѣ
дующею надписью: «сему образу молился Діонисій старецъ Глушнцкій.»
Урочище
Г л у ш и ц а
есть и теперь въ томъ же селѣ; полагаютъ, что село
то было только поселкомъ, существовавшаго на противуположномъ бе
регу р. Оки монастыря, и нынѣшнее названіе получило отъ помянутаго
образа, приплывшаго къ нему на пеленѣ.