МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. - page 64

— 50 -
потомъ она начинаетъ увеличиваться до 30 и 40. Грунтъ, вообще, песча­
ный, мѣстами иловатый; во многихъ же мѣстахъ, какъ русло, такъ и бере­
га Прони каменисты.
Проня вскрывается отъ льда въ первыхъ числахъ апрѣля и закрывает­
ся въ концѣ ноября. Ледоходъ продолжается, по вскрытіи, до трехъ дней
въ это время, отъ прибыли весеннихъ водъ, горизонтъ воды возвышается
до 15 Футъ и разливъ достигаетъ мѣстами до трехъ верстъ. Отъ с. Пер­
кина до впаденія въ Оку лѣвый берегъ Прони разливается въ ширину до
восьми верстъ и соединяется съ Окой. Проня вся застроена мельницами и
потому имѣетъ теченіе тихое; но весной, отъ прилива водъ, она обращается
въ быстрый потокъ, срываетъ мельничныя плотины, заливаетъ прибреж­
ныя селенія, причиняя имъ много вреда и на нѣсколько дней почти совер­
шенно прекращаетъ сообщенія. На Пронѣ при с. с. Коленцахъ и Солбцахъ
находятся проволочные, игольные и чугуноплавильные заводы и, въ разныхъ
мѣстахъ по теченію рѣки, 26 мельницъ, которыя всѣ, въ особенности
жерновицкая, хорошо устроены; но много терпятъ отъ разлива. Кромѣ
мельничныхъ плотинъ, для сообщенія чрезъ Проню находятся мосты въ
Перевлесѣ на нлошкоутахъ, (длиною 32 сажени); въ Коленцахъ на сваяхъ
(30 саженъ); на астраханскомъ трактѣ (у с. Незнанова) на плашкоутахъ
(28 саженъ); въ Пронскѣ, при Архангельской и Никольской слободахъ два
моста на сваяхъ (по 20 саженъ) и въ Михайловѣ. Въ полую воду мосты на
нлошкоутахъ сносятся и переправа совершается на паромахъ.
Отъ с. Жериовицъ, за 29 верстъ до впаденія, Проня становится судо­
ходной; но отъ этого послѣдняго села до Перевлеса судоходство бываетъ
только во время весеннихъ водъ, въ продолженіи одного мѣсяца; отъ Пе­
ревлеса же оно продолжается безпрепятственно во все время навигаціи. На
этомъ пространствѣ средняя глубина Прони около 2j£ аршинъ.
Проня замѣчательна также своими притоками; но рѣчки, впадающія въ
нее съ лѣвой стороны, не важны:
Жрана, Лота,
болотистая долина кото­
рой затрудняетъ собой сообщеніе по астраханскому тракту, и
Итъя
значи­
тельнѣе другихъ. Гораздо важнѣе притоки Прони съ правой стороны; они
наполняютъ собой Скопинскій и Рижскій уѣзды. Изъ нихъ значительнѣй­
шіе
Локня, Кердь, Молва
и въ особенности
Ганова.
¥%шРанова
беретъ Качаловъ Данковокомъуѣздѣ, близь дд. Шуленовки и
Рановскіе-верхи и, пройдя по границамъ Данковскаго уѣзда съ Ранен-
бургскимъ и Скопннскимъ, главное теченіе имѣетъ по Рижскому. Близь
с. Каленцы, протекши около 150-ти верстъ, р. Ранова сливается съ Про-
ней. Ширина ея въ Ряжскомъ уѣздѣ отъ 15 до 20 и болѣе саженъ; бе­
рега, до впаденія притоковъ Полотебны и Берды, сухи; къ нимъ прилега­
I
1...,54,55,56,57,58,59,60,61,62,63 65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,...587
Powered by FlippingBook