6
СОЛОТЧИНСКШ МОНАСТЫРЬ.
и т. п.; большая же часть касается монастырскаго хозяйства, суда,
управлешя и вообще жизни Солотчинскаго монастыря, его слугъ и
крестьянъ и даетъ относительно всего этого богатый матср1алъ. Мною
разсмотр’Ьны, кроме хранящихся въ Архивной Рязанской Коммиссш
рукописей Солотчинскаго монастыря, еще тгЬ, который л ежатъ въ би-
блштек’Ь Рязанской Семинары, некоторый изъ хранящихся въ Москов-
скомъ архива министерства Юстиция и имРющихъ отношеше къ дан
ному монастырю, наконецъ некоторый изъ отпечатанныхъ въ „Исто-
рическихъ актахъ" и въ „Древнихъ грамотахъ и актахъ Рязанскаго
края" Пискарева. На ,основаны всего этого я попытаюсь раскрыть
жизнь Солотчинскаго монастыря, его слугъ и крестьянъ въ предйлахъ
XYII в'Ька (преимуществено съ внутренней стороны). Выбираю этотъ
в'Ькъ главнымъ образомъ въ виду обилтя матер!ала; XYIII-го же за
хватываю потому, что тогда повеяло новымъ, реформеннымъ духомъ
Петра I, при немъ и после него существенно изм4нившимъ строй
монастырской жизни и стЬснившямъ свободу ея проявлены и). При
случай, за недостаткомъ наличнаго подъ рукой матер1ала, восполь
зуюсь брошюрой Солотчинскаго архимандрита Македония: „Солотчнн-
скы монастырь", составленною по инищативй покойнаго архим. Ге
расима, при содЬйствы И. 0 . Такмакова, и преимущественно изобра
жающей внешнюю жизнь монастыря и деятельность его настоятелей
въ преемственномъ порядке. Пытаясь раскрыть жизнь Солотч. мо
настыря съ подчиненными ему людьми, я не думаю указывать хроно
логическую последовательность разныхъ изменены во внутреннемъ и
внешнемъ его положены, а имйю въ виду въ форме исто рической ха
рактеристики обрисовать состоите монастырскаго хозяйства, управ
ления и суда. Формы, въ катя все это вылилось, въ сущности были
одинаковы какъ въ начале такъ и въ конце XYII века, онй подвер
гались сравнительно незначительньшъ изменетямъ, безъ вреда ихъ
общему типу. Понятно, что при этомъ кое-что будетъ иметь индиви
дуальное значенье, — приложеше только къ данному монастырю; но
большею частно здесь будетъ выражаться и, въ частномъ примере
Солотчинскаго монастыря, какъ бы иллюстрироваться то, что имело
мйсто въ хозяйстве, суде и управлепш всйхъ болыиихъ монастырей
XYII века. Такимъ образомъ, говоря о Солотчинскомъ монастыре,
тймъ самымъ я часто буду рисовать обычный въ то время и въ дру-
гихъ монастыряхъ строй жизни.
'■) Виричемъ я при случае буду пользоваться и бумагами XVIII в., если
можно безъ ущерба исторической правд’Ь и бйзъ внадешя въ анахронизмъ ха
рактеризовать ими некоторый стороны и явле!ня монастырской жизни XVII века.