старой России, которую вновь и вновь изобра
жают в «своих произведениях его художники.
Тема России, которую «били за отсталость-»
( Ст а лин ) , — это актуальная и в настоящее время
тема. Разработка ее необходима как фон для осо
знания нашего роста.
■Вот почему «Цусима» .Новикова-Прибоя и создан
ный .им образ России, которую били, становится
для нас известным символом, приобретает значе
ние более широкое, чем повествование об одном
из поражений империи. Цусима становится сим
волом свергнутого режима, подобно тому как Дне-
прострой или Мапнитострой являются не только
сооружениями, но и символами нашего строя.
В центре художественной задачи Новикова-При
боя стоит воссоздание определенного истори
ческого события — разгрома царского флота в
знаменитом сражении с японцами. Читатель, зна
комый с содержанием данного исторического фак
та, заранее предупрежден о «развязке» повество
вания. Он знает, ч т о произошло и, в основном,
представляет себе, п о ч е ц у произошло, и в фо
кусе его внимания стоит, к а к э т о был о . За
дача художника состоит здесь в том, чтобы кон
кретно исторически, т. е. через реальную обста
новку и поступки людей, раскрыть движущие при
чины, обусловившие событие -в его непреложной
социальной закономерности.
Установка автора «Цусимы» по отношению ко
всему взятому им материалу едина: он дает со
4