ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ 95
Перестройка хозяйства и транспорта на военный лад началась 23 июня, и уже к осени 1941 года облаетъ
передала в Вооруженные Силы 68% автомашин, 400 гусеничных тракторов с прицепами, 38 тысяч лошадей
и 12 тысяч повозок.
Сложность выполняемых работ возросла в связи с тем, что осенью 1941 года Рязанская область стала
одним из боевых участков обороны на дальних подступах к Москве, а Рязань стала прифронтовым городом.
В это время проводится большая работа по формированию отрядов народного ополчения. К 20 ноября 1941
года, на случай оккупации, в области для борьбы с фашистами был сформирован 51 партизанский отряд
общей численностью 1260 человек.
Выполняя приказ народного комиссара обороны СССР, отдел всевобуча совместно с обкомом комсомола
создавал комсомольско-молодежные подразделения снайперов, истребителей танков, автоматчиков, мино
метчиков, мотоциклистов, парашютистов, медицинских сестер и обучал их по 110-часовойучебной програм
ме всем тонкостям военного дела.
12 ноября закончилось формирование 1-го Рязанского добровольческого полка в составе 3 строевых бата
льонов. 19 ноября 1941 года на основании Директивы народного комиссара обороны СССР в Рязани, в Ок
тябрьском городке, там где сегодня расположен Рязанский военный автомобильный институт, началось
формирование 149-й, ставшей в последующем Новоград-Волынской трижды Краснознаменной орденов Ку
тузова и Суворова II степени, стрелковой дивизии. В феврале 1942 года дивизия была полностьюукомплекто
вана, в основном жителями нашей области иг. Рязани. В ее состав влилась значительная часть 1-го Рязанско
го добровольческого полка.
Осенью 1941 г. в Рязани был сформирован бомбардировочный авиационный полк, ставший позже гвардейс
ким и основой для формирования 2-й гвардейской Севастопольско-Берлинской бомбардировочной авиадивизии.
В ноябре 1941 г. на территории Чувашии начато, а в р. п. Шилово завершено формирование 324-й стрел
ковой дивизии. За форсирование р. Днепр в районе г. Быхов Могилевской области дивизия получила почетное
наименование Верхнеднепровская, а за штурм г. Кенигсберг награждена орденом Красного Знамени.
В марте-мае 1942 года в Рязани формировалась 30-я танковая бригада, позднее ставшая 51-й гвардейс
кой Фастовской Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого.
В 1942 году была сформирована и отправлена в Сталинград 124-я отдельная Краснознаменная стрелко
вая бригада. Участвуя в героической обороне Сталинграда, она входила в северную группу войск Сталин
градского фронта, защищала тракторный завод, рабочий поселок Спартановка и Рынок.
В конце 1942 года в г. Рязань прибыла на отдых и доукомплектование с Калининского фронта 46-я стрел
ковая бригада. Осенью 1943 года из частей и подразделений 46-й, 32-й и 33-й стрелковых бригад была сфор
мирована 319-я стрелковая дивизия, ставшая в дальнейшем Двинской Краснознаменной и завершившая свой
боевой путь под Кенигсбергом.
Было бы несправедливым обойти вниманием тех, на чьи плечи легла основная тяжесть работы по прове
дению мобилизации и призыва людских и транспортных ресурсов области в годы Великой Отечественной
войны.
С 1940 по 1944 г., самые трудные годы военного лихолетья, военный комиссариат возглавлял генерал-
майор Мурат Леонид Александрович. Именно под его руководством в полном объеме проявляется ролъ
военных комиссариатов в решении задач мобилизации, призыва граждан на военную службу, формирова
ние воинских частей и соединений, истребительных отрядов, частей и подразделений народного ополче
ния, мобилизации граждан на строительство оборонительных объектов и сооружений, всевобуча и т.п.
Становым хребтом военного комиссариата при проведении мобилизации людских и транспортныхресур
сов на территории области был 1-й отдел (мобилизационный). Его возглавлял с июня 1938 года по сентябрь
1948 года интендант IIранга, в последующем полковник, Илья Афанасьевич Федулов. Добрых слов заслужива
ют работы начальников 2-го отдела капитана административной службы Николина Владимира Анатолье
вича, 3-го отдела - капитана административной службы Сергея Алексеевича Скрипкина, майора админист
ративной службы Виктора Степановича Буракова, 4-го отдела - старшего лейтенанта административной
службы Ивана Александровича Субботина, финансового отделения - лейтенанта интендантской службы
Николая Константиновича Палагина. Еще никогда в открытой печати имена таких людей, достойных ува
жения, не были раскрыты. Каждый из них на своемучастке работы делал все для того, чтобы действующая
армия пополнялась людскими и транспортными ресурсами в достаточном объеме.