ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 58

«JN°
б 6
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
45
Оостояніѳ
школъ
въ
то
время
было
далеко
неудовлетво-
ржтельнымъ.
Въ
отношеніи
деяежныхъ
средствъ лучше
всего поставлены
были
школы
гоеударственныхъ крестьянъ.
Въ
среднемъ
на
одну
такую
школу
расходовалось
221
руб,
(отъ
160 р. 50
к.
до
325
р.
50
к.
на
школуу
Хуже
было
со
школами
крестьянъ
временно-обязанныхъ;
часто
на
нихъ
не
производилось
никакихъ
расходовъ,
а въ
тѣхъ,
въ
которыхъ затраты
были,
онѣ
колеба-
лись отъ
5 р.
до
12
р.
на
школу,
^
Церковно-приходскія
школы
были
уже
совсѣмъ
не
обезпечены
средствами;
онѣ
существовали
на
средства
частныхъ
лицъ,
при
чемъ
средній
расходъ
на
шко-
лу
быдъ
еще
меньше
чѣмъ
у крестьянъ
временно-обязанныхъ.
Школьныхъ
помѣщеній
собственныхъ было
въ
школахъ
крестьянскихъ
очень мало.
Большинство
пользовалось наемными
помѣщеніями.
Иногда
существовалъ
такой
порядокъ,
что
крестьяне
чередовались,
поденно
предоставляя
подъ
школу
свою
избу.
Въ
церковно-приходскихъ
школахъ
помѣщеніями
служили
дома
священниковъ
или
церковныя сторожки.
Составъ
препода-
вателей
также
былъ
неудовлетворителѳнъ:
въ
бояыпинствѣ
слу-
чаѳвъ
учителями
были
священники;
но
встрѣчались
въ
качествѣ
преподавателей
и
такія
лица:
дьячки, дьяконы,
пономари,
волост-
ные
писаря,
солдаты.
Въ
докладахъ
(уѣздныхъ
управъ
и
уѣздныхъ
училищныхъ
совѣтовъ),
относящихся
къ
тому
времени,
отмѣчается,
что со-
стоите
училищъ
въ
высшей
степени
неудовлетворительно.
При
этомъ
указывается
большею
частью
на
такіе
недостатки
школь-
наго
дѣла:
1)
неудовлетворительность
школьныхъ
помѣщеній,
2)
недостатокъ
учебныхъ
пособій,
3)
необезпеченность
положенія
учащихъ,
а
отсюда
и
4)
небрежное
отношеніе
ихъ къ
своимъ
обязанностям^
и
5)
неуспѣхъ
учебнаго
дѣла
въ
школахъ съ
преподавателями-священниками.
2
)
Въ
связи съ
указаніемъ
на
такіе
недостатки
школъ
дѣлаются
понятными
замѣчанія
относи-
тельно
слабой
успѣшности
школъ того
времени: указывалось,
что
существующая
школы являются
лишь
школами
простой
гра-
мотности,
или,
еще
хуже
того,
что
онѣ
не могли
даже
пригото-
вить
порядочныхъ
волостныхъ
писарей.
3
)
х
)
Всѣ
приведенные
здѣсь
-цифры
взяты изъ
„Обозрѣнія",
стр
66.
2
)
Относительно
послѣдняго
надо
замѣтить,
что
если
постановка
учебнаго
Дѣла
давала
плохіе
результаты
въ
школахъ
съ
преподавателями-священниками,
тѣмъ
хуже
должно
было
въ
этомъ
отношеніи обстоять
въ
тѣхъ
школахъ,
ко-
торый
имѣли
полуграмотные
учителей:
пономарей,
волостныхъ
писарей
и
т.
д.
3
)
„Обозрѣніе",
стр.
о9.
1...,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57 59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,...1003
Powered by FlippingBook