Биография

В 1851 г. Яков Петрович едет в Петербург. По дороге в Петербург он заезжает в Рязань навестить больного отца. Поэт посетил дом бабушки, побывал в гостях у тетушек. В одном из альбомов Якова Петровича сохранились карандашные рисунки, сделанные в эти дни. Он рисует домочадцев, своего отца, виды Льговского монастыря и Оки в том месте, где стоит монастырь.

Ольгов монастырь с рисунка Я.П. Полонского (слева),
окрестности Ольгова монастыря – современный вид (справа)

В Петербурге Полонский надеется на литературный заработок, однако его ожидания не оправдались: литература начала 1850-х годов переживала трудное время. На жизнь опять приходилось зарабатывать частными уроками. Однако в эти годы расширился круг литературных знакомств Полонского: кроме старого приятеля И.С. Тургенева, он встречается с Д.В. Григоровичем, А.В. Дружининым, А.Н. Майковым. Среди немногих домов, где Яков Петрович чувствовал себя легко, был дом известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Из всего семейства особенно расположена к нему была Елена Андреевна, дочь архитектора – их знакомство переросло в многолетнюю дружбу, она оставила много воспоминаний о Полонском.

В 1855 г. издана книга «Стихотворения», благожелательно встреченная критиками. Его произведения начинают печатать в петербургских журналах – «Отечественных записках» и «Современнике». Однако гонорары за литературный труд не могли обеспечить жизнь поэта. И Яков Петрович становится домашним учителем сына гражданского губернатора Санкт-Петербурга Николая Михайловича Смирнова. В 1857 г. Смирновы, а вместе с ними и Полонский, едут за границу, в Баден-Баден. Вскоре Яков Петрович расстается с семьей Смирновых и путешествует по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен». В это время Яков Петрович получает предложение стать редактором журнала «Русское слово», издание которого планирует граф Г.А. Кушелев-Безбородко.

Е.В. Устюжская,
первая жена Я.П. Полонского

В 1858 г. в Париже Яков Петрович знакомится с восемнадцатилетней дочерью псаломщика при русской православной церкви Еленой Васильевной Устюжской, которая вскоре стала его женой. В этом же году молодожены переезжают в Петербург. Однако счастье поэта было недолгим: в январе 1860 г. умирает его шестимесячный сын Андрей, а спустя полгода заболевает и умирает горячо любимая жена. Незадолго до этого Полонский сильно повредил ногу, после чего уже не мог обходиться без костылей.

Тяжелый 1860 год ознаменовался для поэта выходом книги стихотворений «Оттиски», благосклонно принятой публикой. В последующие годы Полонский продолжает печатать в журналах поэзию и прозу: в журнале братьев Достоевских опубликовано начало романа в стихах «Свежее преданье», в «Современнике» – стихи «Время новое повеяло», «Наплывает туча», «Ф.И. Тютчеву», в журнале «Эпоха» – комедия «Свет и его тени» и другие. В Петербурге была издана книга «Кузнечик-музыкант: Шутка в виде поэмы» с иллюстрациями В.А. Гартмана.

В 1866 г. Яков Петрович встретился с Жозефиной Антоновной Рюльман, «ледяной красавицей», как называли ее знакомые, которая вскоре стала его женой.

Ж.А. Рюльман,
вторая жена Я.П. Полонского

Во втором браке у Полонского родилось трое детей – Александр (1868 г.), Наталья (1870 г.) и Борис (1875 г.).

Александр Яковлевич –
сын Полонского

Наталья Яковлевна –
дочь Полонского

Борис Яковлевич –
сын Полонского

Н.Я. Полонская
с мужем Н.А. Елачичем

В годы замужества Жозефина Антоновна открыла в себе дарование скульптора, начала учиться ваянию и достигла больших успехов.

Поэт, чтобы содержать семью, становится домашним учителем детей железнодорожного магната С.С. Полякова. Кроме того, еще в 1863 г. Яков Петрович был утвержден в должности младшего цензора Комитета иностранной цензуры, где служил до 1896 г., к концу жизни став членом Совета Главного управления по делам печати. Работал он по большей части дома, просматривая французские, английские, итальянские книги и журналы.

В 1860-1870-е годы Яков Петрович публикует в периодических изданиях новые произведения, работает над поэмами «Братья», «Мими», «Келиот», романами «Признания Сергея Чалыгина», «Дешевый город», «Крутые горки»; издает стихотворные сборники. В 1869 г. началось издание Собрания сочинений в четырех томах, в 1895-1896 гг. – пятитомного собрания сочинений. В литературном мире отношение к Полонскому остается по-прежнему неровным. М.Е. Салтыков-Щедрин в небольшой, но резкой по тону статье упрекал Полонского в «эклектичности» его поэзии. Решительно парируя Салтыкову-Щедрину, Тургенев пишет, что поэт «пьет хотя из маленького, но из своего стакана».

В 1871 г. вышла из печати первая книга сборника «Снопы», где было опубликовано стихотворение «В альбом К.Ш...» – лаконичные, почти афористические, стихи Полонского о предназначении поэта:

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.

В 1872 г. выпущено отдельным изданием либретто Полонского по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» к опере Петра Ильича Чайковского «Кузнец Вакула», которая впервые была исполнена 6 декабря 1876 г. в Мариинском театре Петербурга. После переработки опера была названа «Черевички» и поставлена в Большом театре в 1887 г.

Летом 1881 г. поэт приезжает в Рязань. Посещает состарившийся дом Кафтыревых и встречается с местными интеллигентами, в частности, с писательницей Надеждой Дмитриевной Хвощинской, о которой оставил следующие воспоминания:

«…В Рязани, от одной выдающейся особы, далеко не дюжинной, я выслушал самые ожесточенные нападки на Ивана Сергеевича Тургенева, как на гордеца, ретрограда и фата… Так интеллигенция милой моей родины оказалась ничуть не выше несчастной и давно уже забытой критики Антоновича о Тургеневе или Писарева о Пушкине; но все это было любопытно…».

Иван Сергеевич писал о творчестве Полонского: «Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости» .

10 апреля 1887 г., в день пятидесятилетия литературной деятельности Полонского, состоялось чествование поэта. Якову Петровичу были вручены памятные подарки, среди которых – серебряный венок, ныне хранящийся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Серебряный венок,
подаренный Я.П. Полонскому
в честь 50-летия
творческой деятельности

Великий князь Константин Константинович Романов, писавший под псевдонимом К.Р., посвятил Я.П. Полонскому стихотворение «Незабвенных поэтов бессмертную лиру...». Отношения их начались с личного знакомства, которое состоялось 3 ноября 1885 г. при посещении Яковом Петровичем Мраморного дворца в Петербурге. В январе 1887 г. великий князь отправил поэту первый сборник своих стихотворений с просьбой высказать мнение о нем. Великий князь избрал Полонского литературным наставником и советчиком; включил его в узкий круг своих постоянных корреспондентов как человека, «давно создавшего себе имя в нашей родной словесности».

В 1888 г. Полонский становится членом Рязанской ученой архивной комиссии. «Для меня, – отвечал Яков Петрович на полученное от комиссии извещение, – как для уроженца города Рязани, в высшей степени лестно Ваше постановление и я бы с величайшей охотой согласился бы принять предлагаемое мне звание, если бы комиссия разъяснила мне, чем я могу быть полезен ей несмотря на мое постоянное пребывание в Санкт-Петербурге… Во всяком случае, мне остается только искренно благодарить комиссию и уверить ее в моем глубоком сочувствии к ее деятельности и готовность служить ей, чем могу… Поклонитесь от меня моей родине…» .

В том же году на академической выставке экспонировались пейзажные полотна Полонского, за которые ему присуждено звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.

Наряду с произведениями Полонского широкую известность получают в Петербурге его «пятницы», которые он вместе с Жозефиной Антоновной проводил в своей квартире на углу улиц Знаменской и Бассейной. Поэту хотелось соединить в своем доме писателей, художников, музыкантов для дружеских бесед по вопросам, касающимся искусства. Никакой заранее составленной программы ни у Полонского, ни у гостей его не было, но каждый из приходящих на «пятницы» мог рассчитывать на то, что в лице поэта и его жены он найдет радушных хозяев, а среди присутствующих – интересных собеседников.

Я.П. Полонский в своем кабинете, в квартире на углу Бассейной
и Знаменской улиц в Петербурге

Традиция продолжалась и после смерти поэта: посетители «пятниц» при участии жены Полонского – Жозефины Антоновны и младшего сына – Бориса Яковлевича организовали в 1898 г. Литературно-художественный кружок имени Я.П. Полонского, существовавший до 1916 г.

Последние годы жизни поэта были омрачены тяжелыми болезнями. Но, преодолевая недуги, Полонский не перестает интересоваться новинками литературы, пишет стихи и статьи, ведет переписку с писателями и редакторами, оказывает помощь начинающим поэтам.

В октябре 1898 г. последовало резкое ухудшение здоровья, и 18 октября 1898 г. после продолжительной болезни Я.П. Полонский скончался.

В письме к члену Рязанской ученой архивной комиссии Алексею Ивановичу Черепнину от 28 февраля 1898 г., подлинник которого сохранился, поэт писал: «Милостивый государь, Алексей Иванович. Благодарю Вас, что Вы мне так тепло откликнулись. До сих пор я не мог еще разлюбить мою родину и чем становлюсь дряхлее и забывчивее ко всему, что было недавно, тем ярче рисуется мне картина моего далекого детства и лица моих гимназических товарищей, которых некоторые письма сохранились у меня до сих пор. Если бы я был богаче, я бы завещал и похоронить меня близ Рязани в Ольговом монастыре, где покоится прах моей матери и моего любимого брата Александра…».

После отпевания в Петербурге гроб с телом Полонского доставлен в Рязань, где на несколько часов был установлен в церкви Рязанской гимназии, а 25 октября перевезен в Льговский монастырь и предан земле. В 1959 г. прах Полонского из Льгова был перенесен в Рязань на территорию Рязанского кремля.

 

 

 

 

Виды Кремлевского вала. ХІХ век и наши дни

В стихотворении Полонского «Письма к Музе», написанном в 1877 году, есть такие строки о родном городе:

…Помнишь, ты меня из классной
Увела и указала
На разлив Оки с вершины
Исторического вала?

Этот вал, кой-где разрытый,
Был твердыней земляною
В оны дни, когда рязанцы
Бились с дикою ордою

Подо мной таились клады,
Надо мной стрижи звенели,
Выше – в небе – над Рязанью
К югу лебеди летели…

(Я.П. Полонский «Письма к Музе. Письмо второе»)

Могила Я.П. Полонского на территории Рязанского кремля

В письме к члену Рязанской ученой архивной комиссии Алексею Ивановичу Черепнину от 28 февраля 1898 г., подлинник которого сохранился, поэт писал: «Милостивый государь, Алексей Иванович. Благодарю Вас, что Вы мне так тепло откликнулись. До сих пор я не мог еще разлюбить мою родину и чем становлюсь дряхлее и забывчивее ко всему, что было недавно, тем ярче рисуется мне картина моего далекого детства и лица моих гимназических товарищей, которых некоторые письма сохранились у меня до сих пор. Если бы я был богаче, я бы завещал и похоронить меня близ Рязани в Ольговом монастыре, где покоится прах моей матери и моего любимого брата Александра…».

Литературовед В.Н. Орлов писал: «Полонский являет собой пример не очень крупного, но талантливого поэта, с наибольшим успехом разрабатывавшего подчиненные жанры лирической поэзии – романс, песню, элегию. В этой области он бывал и самостоятелен, и оригинален, и даже смел, наряду с Фетом прокладывая новые пути. Недаром так много стихотворений его было положено на музыку, стало популярными романсами, кантатами, хорами. На слова Полонского писали музыку Даргомыжский, Чайковский, Танеев, Рахманинов, Гречанинов и многие другие композиторы. А его «Затворница» и «Песня цыганки» прочно вошли в народный песенный репертуар и поются до сих пор» .

 


Материалы, использованные при написании биографии

1. Богданова Н.Ф. Полонский и Тургенев: Жизнь и поэзия. – Рязань: Поверенный, 2003. – 144 с.: ил. – (Ряз. муза Я. Полонского).
2. Гозенпуд А. Гоголь в музыке // Литературное наследство. – М., 1952. – Т. 58: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – С. 893–924.
3. Крупин Е.Н. Полонские: (Потомство войскового товарища Якова Полонского) // Крупин Е.Н., Тверитинов А.Д. Рязанский родословец. – Рязань, 1996. – Вып. 2. – С. 62–112.
4. «Мой костер в тумане светит...»: Яков Полонский – художник: Альбом / Авт. – сост. Л.А. Пронина. – Рязань: Пресса, 2004. – 119 с.: ил.
5. Орлов В.Н. Полонский // Орлов В.Н. Пути и судьбы. – М.; Л., 1963. – С. 138–180; То же. – Л., 1971. – С. 265–310.
6. Орлов П.А. Я.П. Полонский. – Рязань: Ряз. кн. изд-во, 1961. – 96 с.; То же. – 2-е изд., доп. – Рязань: Рекл. бюро «Мила», 2002. – 95 с.
7. Полонский Я.П. Воспоминания // Полонский Я.П. Проза. – М., 1988. – С. 268–480.
8. Пронина Л.А. Яков Полонский и время. – Рязань: Поверенный, 2004. – 121 с., [10] л. ил. – (Ряз. муза Я. Полонского).

 

См. также разделы «Общие работы о жизни и творчестве», «Детские годы. Гимназия», «Кавказский период жизни», «Другие периоды жизни» в Библиографии