«Пятницы» Полонского

Яков Петрович Полонский был разносторонней личностью. Глубоким увлечением его стала не только поэзия, но и живопись, музыка. Жена поэта, Жозефина Антоновна, занималась скульптурой. Эта творческая семья притягивала к себе людей искусства – литераторов, музыкантов, художников. В доме Полонского все чувствовали себя свободно, могли обменяться мнениями, поговорить с интересным человеком, узнать новости из мира литературы, искусства, услышать только что написанный романс. Так возникли «пятницы» Полонского.

По мнению исследователя В.В. Смиренского, историю «пятниц» Полонского следует отсчитывать раньше. Есть сведения о том, что Полонский еще в начале своей литературной деятельности собирал у себя по пятницам молодых поэтов. Но неизвестно, как долго продолжались эти собрания. Потом Полонский покинул Петербург, отправившись на Кавказ, а затем за границу, в Париж и Женеву. Вернулся он в Петербург в 1858 г. с женой Е.В. Устюжской и снова открыл «пятницы», но уже в более широких масштабах, и с этого времени, по мнению В.В. Смиренского, надо начинать их историю. После смерти Устюжской в 1860 г. «пятницы» на какой-то период закрылись.

С 1870 г. вечера у Полонского становятся регулярными, и хотя в Петербурге существовало множество салонов, в том числе богатых, великосветских, скромные собрания у Полонских, в квартире на углу улиц Знаменской и Бассейной, приобрели большую популярность. На «пятницах» бывали писатели И.А. Гончаров, А.Н. Майков, Н.С. Лесков, В.М. Гаршин, И.С. Тургенев, художники И.К. Айвазовский и И.Е. Репин, композиторы и музыканты А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и многие другие.

Собирались на «пятницы» поздно, после девяти, десяти часов вечера. Из воспоминаний Е.И. Пальмер: «После 11 и даже 12 часов прибывали все новые и новые гости, являлись сюда из концертов и даже театров и оживление росло и в зале, и в кабинете, где значительная часть гостей группировалась вокруг хозяина».

Одна из посетительниц, писательница Л.Ф. Нелидова, вспоминала: «В старом неприветливом доме во дворе жили тогда Полонские. Жилище и семья Якова Петровича сразу располагали к себе, и во мне изменилось ходячее мнение московское о негостеприимном холодном Петербурге. Это была в то время самая гостеприимная и радушная семья, в которой чувствовал себя хорошо каждый, кто в нее попадал, и где любило собираться по пятницам большое разнообразное общество».

«В кабинет Я.П. можно было попасть, пройдя столовую и маленькую полутемную гостиную, обитую малиновым штором, – пишет о «пятницах» Н.В. Остен-Дризен. – В комнате, напротив двери, у письменного стола сидел обыкновенно сам хозяин. Мощная фигура старца-поэта памятна всем знавшим его. Тем не менее, самыми схожими портретами Я.П. я нахожу те, которые изображают его немного в героической позе, с устремленным куда-то вдаль лицом и задумчивым, рассеянным взором… В кабинете Я.П. можно было встретить людей самых различных положений, толков и взглядов… Здесь мне пришлось встретить А.Н. Майкова, Д.П. Григоровича, братьев Стасовых, Д.В. Аверкиева, В. Крылова, С.Н. Шубинского (ред. «Ист. Вестника»), Н.Н. Страхова, Н.Н. Каразина, кн. Э. Ухтомского, гр. А.А. Голенищева-Кутузова, К.К. Случевского, М.П. Соловьева и множество других лиц. Редкая пятница обходилась без музыки… Старик Я.П. очень любил музыку и обыкновенно не мог усидеть в кабинете и выходил в столовую. Его высокая фигура, укутанная в плед, с дымящейся сигарой в зубах и каким-то восторженным выражением на лице, придавала особенную торжественность картине».

Из воспоминаний З.Н. Гиппиус о «пятницах» Полонского: «Большая зала с окнами на две улицы, Знаменскую и Бассейную… Во всю длину залы – накрытый чайный стол… За столом – гости. Сухонькая улыбающаяся хозяйка (вторая жена Полонского, Жозефина А.)… Гостей всегда много, но не тесно, ибо гости меняются: когда приходят новые, встают и уходят те, кто чай кончил. Уходят через маленькую гостиную в кабинет хозяина, который в зале никогда не присутствует. Он сидит в этой, довольно узкой, комнате, неизменно на своем месте, в кресле за письменным столом. Вижу этот стол и за ним, лицом к двери, большого угловатого старика – Якова Петровича… Борода не короткая – но и не длинная, и весь он скорее серый, чем белый, – весь в проседи. Глаза ужасно живые, и прегромкий голос. То кричит весело, то трубит сердито и торжественно. Иногда стучит костылем… Кого только не приходилось видеть на пятницах Полонского! Писатели, артисты, музыканты… На ежегодном же вечере-монстре, в конце декабря, в день рождения Полонского, бывало столько любопытного народа, что казалось, «весь Петербург» выворотил свои заветные недра. Хозяин сидел там же, на том же месте, за письменным столом, и торжественно принимал поздравления…».

Сама идея «пятниц» выражала мечту Полонского: собрать в единую, дружную семью, объединить деятелей культуры и искусства независимо от их политических взглядов и убеждений. И Полонскому это удавалось.

Традиции «пятниц» продолжались и после смерти поэта: 6 лет как «Пятницы К.К. Случевского» и 18 лет (до 1916 г.) – как Литературно-художественный кружок имени Я.П. Полонского, благодаря усилиям его жены – Жозефины Антоновны и младшего сына – Бориса Яковлевича.

Осенью 1898 г. Полонский тяжело заболел. По мнению исследователя В.В. Смиренского, 1 октября «пятницы» были перенесены на квартиру поэта, редактора официальной газеты «Правительственный вестник» К.К. Случевского, который возглавил их. Литературовед С.В. Сапожков выводит еще одну дату первой «пятницы» Случевского – 26 октября 1898 г. Сохранилось несколько писем-приглашений, извещающих адресатов о первой организационной встрече будущего кружка – 26 октября 1898 г. Исследователь реконструирует хронологию событий таким образом: 1 октября состоялась первая встреча, ограниченная узким кругом ближайших доверенных лиц К.К. Случевского, на которой, вероятно, обсуждалась сама возможность создания «товарищества поэтов». Скорее всего, эта идея непосредственно не была связана с «пятницами» Полонского. И лишь кончина Якова Петровича 18 октября не только ускорила процесс создания кружка, но и побудила его организаторов дать ему постоянное название – «пятницы». Эти «пятницы» просуществовали 6 лет, после смерти К.К. Случевского участники собраний организовали «Вечера Случевского», которые продолжались до 1917 г.

Из воспоминаний писателя, драматурга, журналиста В.В. Барятинского: «После смерти Якова Петровича его вдова и сын, при участии нескольких приятелей – в числе которых и я имел честь находиться, – основали, в память поэта, кружок под названием «Пятницы Полонского». Собрания проходили, конечно, по пятницам, в помещении, теперь не помню, какому-то предприятию принадлежавшем (кажется, одной из крупных фортепианных фирм), в большом доме на углу Невского проспекта и Морской улицы. Число членов кружка быстро разрослось. Собирались выпить чая, слегка закусить и прослушать всегда интересную музыкально-вокальную программу, над составлением которой усердно работал сын покойного поэта, милейший Борис Яковлевич Полонский. Артисты и чтецы всегда охотно отзывались на приглашение принять участие в программе, и успех «Пятниц Полонского» все возрастал. Но опять-таки собрания эти не носили характера профессионально-литературного, а являлись лишь воспроизведением – в более широком масштабе – вечеринок, устраивавшихся при жизни поэта в его доме. Но параллельно с этим кружком вскоре возник еще другой, преследовавший иные задания и связанный с памятью Полонского лишь тем обстоятельством, что собрания его происходили тоже по пятницам. После смерти Полонского старейшим русским поэтом явился К.К. Случевский, который и возымел мысль, в память своего покойного собрата, устраивать – так сказать, в порядке преемственности – у себя на дому собрания по пятницам. Собрания эти скоро стали известны в литературном мире под наименованием «Пятниц Случевского».

«Пятницы Полонского» в Рязанском государственном
областном художественном музее имени И.П. Пожалостина

В 2001 г. в Рязани, в здании Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина, решили возродить традиции «пятниц» Полонского. И вот уже несколько лет здесь проводятся музыкальные вечера - «пятницы» Полонского. Для широкой зрительской аудитории – студентов, школьников, любителей поэзии и искусства – на вечерах звучат рассказы о жизни и творчестве знаменитого земляка, его стихи и романсы. Музей, приглашая для участия в программах писателей, краеведов, музыкантов, артистов, стремится возродить интерес к имени знаменитого земляка, творчество которого является частью культуры XIX века.

В 2009-2010 гг. в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького прошла серия мероприятий «Пятницы Полонского», приуроченных к 190-летию поэта. Сотрудниками библиотеки была подготовлена литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Якова Петровича – «Всё, чем жила душа моя», гостями одного из мероприятий стали лауреаты и дипломанты премии имени Полонского: Б.М. Жаворонков, А.Н. Потапов, В.Л. Белов, Р.Н. Купавская, А.Ф. Говоров.

«Пятницы Полонского» в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького

Н.Н. Гришина – директор РОУНБ имени
Горького
В.А. Толстов – канд. ист. наук, преподаватель
РЗИ(ф) МГУКИ

 

 

 

 


При написании статьи были использованы фотографии из фондов Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, материалы книг и статей (см. также «Пятницы Полонского. Вечера, посвященные Я.П. Полонскому» в Библиографии)