Page 140 - Hronograph
P. 140

Библиотечный хронограф. Выпуск I


                        На  выставке  можно  было  познакомиться  с  отечественными  и
                  зарубежными  изданиями  с  иллюстрациями  французского  художника,
                                                           принесшими ему всемирную славу.
                                                                 Центральное  место  в  экспозиции
                                                           занимало               первое              русское
                                                           иллюстрированное  издание  Библии  с
                                                           рисунками Гюстава Доре, увидевшее свет в
                                                           1876–1878        годах       в     петербургском
                                                           издательстве Маврикия Осиповича Вольфа.
                                                           Работа над графической версией Ветхого и
                                                           Нового  заветов  не  была  для  художника
                                                           простой. На иллюстрирование Священного
                                                           писания он потратил два года (1864–1866).
                                                           Бесконечная  череда  эскизов,  зарисовок,
                                                           набросков – все ради поиска самых точных
                                                           и  глубоких  образов.  Ветхий  завет  Доре
                                                           проиллюстрировал  152  рисунками,  на
                                                           которых  важная  роль  отведена  грозным
                  природным  явлениям,  на  фоне  которых  разворачивается  история,  и
                  архитектуре древних храмов, подавляющих человека своими масштабами. В
                  Новом  завете (78 рисунков) внешняя  атмосфера отходит на  второй план, и
                  художник  направляет  свое  мастерство  на  изображение  многочисленных
                  персонажей Библии, в том числе на образ Спасителя, сделав его центральной
                  фигурой на многих гравюрах.
                        Иллюстрации  для  русского  издания  Библии  напечатаны  с  подлинных
                  гравюр  на  дереве,  впервые  использованных  во  французском  издании  1866
                  года и выкупленных Вольфом у парижских издателей Этцеля и Мама. По сей
                  день  библейские  рисунки  Гюстава  Доре  считаются  непревзойденными  и
                                                                      продолжают          воспроизводиться
                                                                      многомиллионными тиражами.
                                                                            Поражает               роскошью
                                                                      подарочное  Вольфовское  издание
                                                                      «Божественной  комедии»  Данте
                                                                      (СПб.,       1874–1879)         с      87
                                                                      иллюстрациями                      Доре,
                                                                      дополняющими  и  поясняющими
                                                                      различные  эпизоды  путешествия
                                                                      итальянского  поэта  в  загробный
                                                                      мир.  «Своим  художественным
                                                                      чутьем  и  глубоким  изучением
                                                                      великого  произведения  Данте,  –
                  писали  критики,  –  французский  художник  возвысился  до  красот  самой
                  поэмы,  уловив  все  оттенки  поэтической  мысли  и  совершенно  дантовский
                  колорит  “Комедии”...  Художественный  карандаш  Доре,  давно  уже



                                                               139
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145