Почему наши сёла так называются... :(справочные материалы по топонимике, гидронимике Рязанского края) Т. 11: Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я. - page 119

117
«
Есть
под Пронском
такое место
Чёртово
городище
...
Да
не
одно
,
а
целых
четыре
:
так
называют
разные
урочища
и
овраги
,
расположенные
,
впрочем
,
очень
кучно
.
В
каком
из
них на
самом деле
водятся черти
,
разберемся
вместе
!
На косточках
Недоезжая Пронска
есть
такое
село
Елшино
.
Лес
там
густой
,
место
высокое
,
и
вечером
сосны
предстают
темными
зубцами
на
фоне
неба
,
словом
,
чертям
раздолье
!
Там
-
то
,
вблизи
села
,
и расположено первое из четырех
городищ
.
Как
так
вышло
геологически
ученые
не
понимают
,
но Чёртово
городище
с
трех
сторон
окружает
лесной
овраг
естественного
происхождения
,
на
дне
которого
в
иное
лето
(
в
зависимости
от
количества
снега
зимой
)
и
потечет
ручеек
,
вырывающийся
потом
из
лесу
и
добегающий
до
самой Прони
.
На
городище
бывали
археологи
,
и
нашли
там
памятники
фатьяновской
культуры
:
наконечники
стрел
,
черепки
глиняной
посуды
,
детали
бронзо
-
вых
украшений
.
А
значит
,
уже
четыре
тысячи
лет
назад
племена
«
волго
-
балтских
охотников
» (
таким
странно
-
неконкретным
именем
называют
представителей
фатьянов
-
ской
культуры
,
о
которых
известно
очень
немного
)
проникли
сюда
,
и
натолкнулись
на
аборигенов
,
все
еще живших ценностями
каменного
века
.
Культура
этих
аборигенов
зовется
волосовской
не
от
имени
языческого
бога
,
а
от
названия
деревеньки
под Муромом
,
где
впервые
были
раскопаны
ее
памятники
.
Воло
-
совцы
умели
обрабатывать
только
камень
,
фатьяновцы
бронзу
.
Фатьяновцы
шли
с
Северо
-
Запада
и
заселяли
древние
волосовские
земли
,
умело
пользуясь
боевыми
топорами
:
по
сей
день
находка
проломленных
черепов
по
всем
могильникам Восточной
Европы
дело
обычное
.
Волосовцы
исчезли
.
Городище
осталось
.
В
безлунные
ночи
над
ним
поднимается желтоватое
зарево
:
это
,
говорят
,
черти
выгуливают
в
лесу
четырехты
-
сячелетние души
.
Пожарский видел
Впрочем
,
городище
близ Елшина
послужило
,
если
верить
«
Отечественным
запискам
»
от
1828
года
,
плацдармом
для
Дмитрия Пожарского
,
подошедшего
сюда
из
Зарайска
.
В
то
время
а шел
1610
год
польские
войска
заперли
в Пронске
воеводу Прокопия Ляпуно
-
ва
,
собиравшего
ополчение
,
чтобы
идти
на
Москву
.
Оглядев
окрестности
с
высоты
Чёртова
городища
,
Дмитрий Михайлович
«
напролом
»
ударил
по
захватчикам
и
разгонал
их
по
окрестным
болотам
,
после
чего
соединил
свое
войско
с
Ляпуновским
и
пошел
освобождать первопрестольную
от
«
поганых
католиков
».
Кстати
,
те
же
«
Отечественные
записки
»
утверждают
,
что
на
Чёртовом
городище
находилось
языческое
капище
.
Христиане
,
пришедшие
в
пронский
край
, «
из
поругания
»
назвали
его Чёртовым
,
и
всегда
обходили
стороной
.
След
атамана
С
другой
стороны
,
в
пяти
километрах
от Елшина
есть
село Красное
,
а
там
свое Чёртово
городище
.
Так
назван
курган
он
значительно
меньше
,
чем
возвышенность
в
соседней
деревне
,
зато про него
ходят
слухи
,
что
в нем
сокровища
.
Вообще
атаманы
вроде Чуркина
,
Веревкина
и Цветкова
герои
земли
рязанской
,
и
чуть
не
в
каждом
районе
про
них
рассказывают
были
и
небылицы
.
Но
ни
один
из
этих
атаманов
в
подметки
не
сгодится
легендарному Кудеяру
то
ли
потому
,
что
последнего
изящно
воспел
Некрасов
,
то
ли
действительно
последний
был
крут
нравом
как
никто
.
Словом
,
в Красном
все
знают
,
что Кудеяр
зарыл
свои
сокровища
именно
в
их
Чёртовом
городище
,
только
вот
до
сих
пор
никто
не
может
отрыть
.
Заклятие
на
сокровищах
,
а
курган наметан нечистой
силой
.
Так
что и от него
лучше держаться подальше
.
Для лирики
Если
же
мы
проследуем
в
село
Панкино
(
тоже
недалеко
от
обоих
предыдущих
),
то
сможем
там
с
легкостью
углубиться
в
дебри
литературоведенья
.
По
мистической
причине
и
в
Панкине
не
обошлось
без
Некрасова
:
в
его
поэме
«
Кому
на
Руси
жить
хорошо
»
есть
песнь
,
или
вставная
баллада
«
Про
холопа примерного
,
Якова
верного
».
Кто
не
помнит
,
этот
Яков
до
смерти
перепугал
своего
собственного
барина
,
повесившись
у
1...,109,110,111,112,113,114,115,116,117,118 120,121,122,123,124,125,126,127,128,129,...305
Powered by FlippingBook