134
Интересна
история
заселения
этого
района
.
Хотя жители
деревни
называют
себя
русскими
,
у
нас
есть
основания
считать
,
что
здесь
сохранились дославянские
элементы
.
Об
этом
свидетель
-
ствует
,
например
,
топонимический
анализ
карты
.
Здесь
в названиях
рек
и
населенных
пунктов
преобладают финно
-
угорские
топонимы
:
река Сынтулка
,
ручей Писур
,
Гусса
,
деревни Сысул
,
Чаур
,
Лався
.
Эти топонимы расшифровке практически не поддаются
.
Часть топонима Чуликса
–
«
кса
» –
ручей
,
поток
.
Но
среди местных жителей мы
услышали
такое
объяснение
: «
Чуликса
–
чистые ключи
» (
по берегам реки много родников
).
Облик
чуликсан
соответствует
описанному
Владимиром
Панковым
облику
жителей
северо
-
востока
рязанской
Мещеры
–
куршаков
.
Он
пишет
,
что
куршаки
коренастые
,
русые
,
с
узкими
серыми
глазами
,
а мы
еще добавим
,
что
скуластые
.
В
деревнях
до
сих
пор
сохраняются
дохристианские
фольклорные
элементы
.
Например
,
нет
рассказов о бесах
,
вместо них
–
о
змее
.
Есть рассказы о домовых
,
ворующих
табак у хозяина
,
и о
русалках
.
Несомненно
,
древним
элементом
является
существование
прозвищ
у
каждого жителя
деревни
:
Бычок
,
Катеря
,
Глазанка
,
Лохматый
,
Черный
,
Белый
,
Почай
,
Монгол
,
Цыган и так далее
.
Природные
условия
определяют
и
деятельность
людей
,
их
основные
занятия
.
Так
как
здесь
почвы
бедные
–
песчаные
да
болотистые
,
земледелием
заниматься
невыгодно
.
Кормильцем
был
лес
.
Он
давал и пищу
,
и
заработок
.
Грибы
,
ягоды
,
лекарственные
травы
,
дичь
,
строевой лес
,
дрова
,
древесный уголь
–
вот
статьи доходов местных жителей
.
Уголь шел на железоделательные
заводы Баташова
,
а дрова
–
аж
в Москву
.
Их поставлял
купец Салазкин
.
Его рабочие жили
в
соседнем
с Чуликсой поселке
–
Москвотопе
.
Необходимость
лесного
заработка
породила
умение
чуликсан
прекрасно
ориентировать
-
ся
в
лесу
:
для
них
он
–
большое
хозяйство
,
где
известно
место
каждой
вещи
.
Грибы
,
ягоды
не
ищут
,
а
«
берут
»,
т
.
е
.
приходят
на
заранее
известное место
и
собирают
.
Ориен
-
тированию
в
лесу помогает
хорошо
развитая
сеть микротопонимов
.
Названы
все дороги
–
Гусевская
,
Чаурская
,
Лавсянская
и
так
далее
;
каждое
направление
– «
на
Мороз
»,
«
Афонинка
», «
Фофанка
», «
Лобаново
», «
Муриска
»;
каждое
болото
–
Соломадино
,
Крутые
Горки
,
Трясучее
,
Быковка
.
В
топонимах
проявляется
и
степень
удаленности
объекта
,
например
: «
на Половине
».
Обращает
на
себя
внимание
то
,
что
все
болота
названы
,
т
.
к
.
болотная
ягода
–
клюква
всегда была
крупным источником дохода чуликсан
.
Местные жители
с
любовью
относятся
к
лесу
-
кормильцу
.
Например
,
ласково называют
грибы
лисички
– «
петушки
»,
моховики
– «
гладыши
»,
а большие грибы
-
боровики
– «
Сталин
».
Ядовитых
змей
не
убивают
,
т
.
к
.
считают
,
что
они
поедают
ядовитые
травы
,
которые
может
съесть
скот
,
пасущийся
в лесу
.
Но
,
несмотря
на
обилие
лесных
заработков
,
деревня
была
бедной
–
при
пожарах
гибло
с
трудом
нажитое
добро
,
поэтому
так
редки
были
на
гулянках
гармони
и
балалайки
.
Гуляния
,
где
не
было
гармони
,
называли
«
играть
под
язык
».
Песни
и
пляски
проходили
так
:
группа девушек пела
,
а желающие плясали
.
Пели
,
например
,
на мотив
«
Барыни
»:
Рукава
,
карман
,
корзинка
,
Чулок
,
варежка
,
резинка
.
Или
:
Пляши
,
дура
–
Ума нет
!
Перестанешь или нет
!
Можно привести
в пример песню
-
диалог
: «
Клюжечка
–
кочерюжечка
».
–
Клюжечка
-
кочерюжечка
,
ты
где была
?
–
Коней пасла
.
–
А
где
кони
?
–
У
ворот
стоят
.
–
А
где
ворота
?
–
Водой
снесло
.
–
А
где
вода
?
–
Быки
выпили
,
и
так далее
.