Почему наши сёла так называются... :(справочные материалы по топонимике, гидронимике Рязанского края) Т. 11: Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я. - page 204

202
Во
вкладной
книге
Солотчинского
монастыря
(
Вкладная
книга
Солотчинского
монастыря
//
РИАМЗ
.
Ед
.
хр
. 8835.
Л
. 52–54
)
имеется
упоминание
о
крупном
вкладе
,
сделанном
черне
-
цом
Феофаном
Шишковым
при
игумене
Мартирии
,
т
.
е
.
в
первой
четверти
XV
в
.(
Игуменство Мартирия
приходится
на
1405–1425
гг
.
См
.
Македоний
,
Солотчинский монастырь
.
Рязань
, 1898.
)
Феофан
привлек
наше
внимание
тем
,
что
его фамилия
повторяет
название
д
.
Шишковой
,
история
которой
тесно
связана
с Новосёлками
.
Известная
по
документам
XVI–XVIII
вв
.,
Шишкова
находилась
в
полукилометре
севернее
села
и
была
приписана
к
нему
(
Село Новосёлки и деревня Шишкова на плане Генерального межевания
. 1770-
е
гг
.
).
В
конце
XVIII
в
.
в
переписных
и
церковных
книгах Шишкову
перестали
отделять
от
Новосёлок
,
а
ее изображение исчезло
с межевых планов и
карт
.
Судя
по
времени
и
значительности
вклада
,
очень
вероятно
,
что Феофан
иноческое
имя
Федорки Шишкова
, «
дворцового
бортника
»,
известного
по
упоминаниям
в
княжеских
грамотах
.
Федорко
ходил
(
обихаживал
)
вверенную
ему
бортную
землю
,
которая
так
и
называлась
:
Земля
,
что
ходил Федорко Шишков
.
Её
внушительная
площадь
меж
речки
Пры
и
речки Кади
говорит
о
том
,
что Шишков
занимал
высокую
должность
в
княжеским
бортном
хозяйстве
и
был
весьма
не
бедным
человеком
.
Похоже
,
в
конце жизни
у Федора
случилась
личная
трагедия
,
заставившая
его
отойти
сего
света
,
принять
иночество
под
именем Феофан
.
Как
видно
из
духовной
,
отрывок
которой
сохранился
,
он
потерял
внука
,
возможно
последнего
представителя
рода
:
«
По
благословению
игумена Мартирия
,
аз
Феофан
чернец Шишков
,
отходя
сего
света
,
дал
есмь
своему
внуку Павел
…»
(
ТРУАК
. –
Т
. 6. –
Вып
. 3. –
С
. 37.
Опись
дел
рязанского
исторического
архива
).
Но может
быть
,
причиной
стать монахом
был
пример
князя Олега
,
которому
старались
следовать
ближайшие
люди
из
его
окружения
.
Как
бы
то
ни
было
,
приняв
постриг
,
Федор Шишков
придал
свою
вотчинную
землю
в
Солотчинский
монастырь
,
о
чём
во
вкладной
книге
осталась
соответствующая
запись
: «
Придал
в
дом
Пречистыя
Богородицы
на
Солотчю
чернец
Феофан Шишков
по
внуке
своем
Павелце
в
вотчине
в
Обедовце
за
рекою
,
по
Глубокий
исток
,
по Веленую музгу
,
по Гвость
к Солотче
прямя
при
игумене Мартирии
».
В
тексте
записи
не
уточняется
чт
ó
именно
придал Феофан
в
вотчине
в Обедовце
.
Только
землю
,
или
владение
со
своим
хозяйством
и
населением
?
Можно
предположить
,
что
в
составе
вклада
была
известная
нам
деревня Шишкова
,
но
для
этого
необходимо
доказать
её
географическую
связь
с Обедовцом
.
Координаты Шишковой мы
знаем
,
для Обедовца
же
имеется
только
одно
уточнение
:
за
рекою
,
т
.
е
.
на
правом
,
противоположном монасты
-
рю
,
берегу
.
Существенно
сократить
пространство
поиска
помогло
указание
по
Глубокий
исток
и
Веленую
музгу
.
Одно
из
значений
слова
исток
озеро
,
соединенное
протокой
с
рекой
;
музгой
в
старину
называли
небольшое
пойменное
озеро
.
На
правом
берегу
Оки
озёр
нет
,
на
левом
же
,
недалеко
от
Новосёлок
,
напротив
деревни
Паново
есть
озеро
с
названием
Глубокое
.
Сейчас
сильно
заболоченное
,
на
межевых
планах
XVIII
в
.
оно
изображалось
с
длинным
извилистым
истоком
,
соединяющимся
с
Окой
.
Рядом
с
Глубоким
на
карте Менде
отмечено
небольшое
озерко
Велена
Веленая
музга
.
Слово
Гвость
имеет
в
документе
древнее
значение
«
лес
»
(
М
.
Фасмер
.
Этимологический
словарь
).
Севернее
озёр
,
действительно
,
начинается
лес
,
доходящий
до
реки Солотчи
:
по
Гвость
к
Солотче
прямя
и
продолжающийся
далеко
за
неё
.
В
направлении
леса
на
одном
из
межевых планов
XIX
в
.
обозначено урочище Гвозди
(
ГАРО
.
Ф
. 892.
Оп
. 1.
Д
. 2836
).
Пытаясь
определить место Обедовца
,
исходя
из
этимологии
топонима
,
мы
заинтересова
-
лись
семантическим
значением
слова
«
обед
»
и
его
производных
.
Этой
теме
,
в
частности
,
посвящена
статья
профессора
Воронежского
государственного
университета
А
.
А
.
Кретова
(
Кретов
А
.
А
.
Обед
и
беседа
:
славянские
этимологии
.
)
.
Ученый
подвергает
сомнению
однозначную
связь
слова
с
едой
и
склоняется
к
более
глубокому
символическому и
социокультурному
смыслу
слова
.
Отмечается
,
например
,
не
случайная
пространственная
привязка
обеда
,
отразившая
наличие
у
слова
значения
«
юг
»
или
«
юго
-
восток
» (
обеденник
,
обедник
юго
-
восток
и
ветер
оттуда
;
на
обеднике
солнце
стоит
в
самое
время
благовеста
к
обедне
.
В
.
Даль
).
Возвращаясь
к
праформе
слова
обед
,
автор
1...,194,195,196,197,198,199,200,201,202,203 205,206,207,208,209,210,211,212,213,214,...305
Powered by FlippingBook