Page 144 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 144
место Чуркина Гора у с. Березово, Шиловский р-н
– Жил некогда в этих местах знаменитый разбойник Чуркин. Грабил всех, кто, имея хоть
какое, маломальское добро, пытался проехать по этим местам. Правда, однажды удача
отвернулась от него. Попытался, как-то, он ограбить одного купца, везшего хлеб из
Ухолова в Касимов. Купец оказался не робкого десятка, и на требование отдать добро
схватил оглоблю от саней, и порешил Чуркина. А сам, чтобы не быть растерзанным
оставшимися разбойниками, бросился с высокой кручи вниз. Место это до сих пор
называют Чёрным Яром (смотри: место Чёрный Яр на прав. берегу р. Тырницы).
А награбленное Чуркин прятал так: всё золото сложил в бочку, привязал к длинной цепи
и опустил на дно одного из близ лежащих к селу Берёзово озёр. Сейчас это озеро сильно
обмелело, но золото никто так найти и не смог. Возможно, со временем бочка глубоко в
ил ушла. Так говорит легенда.
Бабурин А. Запись со слов рязанского журналиста-краеведа Карпушкина Г. В. 1925 г.р. Запись
сделана 17 декабря 2008 г.
Смотри: место Денисов Мыс на р. Оке у с. Мурмино, Рязанский р-н.
пруд Чурмасов в с. Большие Пекселы, Шиловский р-н
Название образовано от фамилии владельца пруда, семья которого копала котлован
пруда вручную.
Дипломная работа студента V курса факультета русского языка и литературы Авдюшкиной Е. С. «Гео-
графические названия Шиловского района Рязанской области», 2008 г. Работа хранится на кафедре истории русского
языка и общего языкознания Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.
Смотри: с. Большие Пекселы, Шиловский р-н.
г. Чур-Михайлов (не существует)
Пограничный городок-крепость Пронского княжества, располагавшийся на рубеже
Половецкого поля. Полагают, что Чур-Михайлов был поставлен пронским князем Кир-
Михаилом Всеволодовичем в начале XIII века на р. Чур-Михайлова (ныне р. Большой
Кочур, или Кочуровка), левый приток р. Дон. Отождествляется рядом исследователей с
городищем возле с. Архангельское Милославского района Рязанской области. Крепость
Чур-Михайлов контролировала перемещение по водному пути и по волоку из р. Ранова в
р. Чур-Михайлова. По известию ряда редакторов «Сказания о Мамаевом побоище», в
полночь с 7 на 8 сентября 1380 года «княжой муж» Фома Кацибей был послан по левому
берегу Дона к р. Чур-Михайлова «на крепкую сторожу от татар», остановился в Чур-
Михайлове, откуда известил Дмитрия Донского о передвижении ордынских ратей по
правому берегу Дона. По-видимому, разорен ордынцами в конце XIV века.
Горбунов Б. В.. Чур-Михайлов. // Рязанская энциклопедия. / Главный редактор В. Н. Федоткин. –
Рязань: Пресса, 2000. – Т. 2. – С. 649
Горбунов Б. В., Челяпов В. П. История Рязанского края в 3-х частях. – Часть I. С древнейших
времён до конца XVII века. / Учебник по краеведению для учащихся старших классов средней школы. / Под
редакцией профессора Б. В. Горбунова. / Серия «Рязанский региональный учебник». / НИЛ проблем
регионализации образования ГОУ ДОП «Рязанский областной институт развития образования». Издание 2-
е переработанное и дополненное. Рязань: Узорочье, 2010. – С. 215
Горбунов Б. В. Чур-Михайлов. // Пронская энциклопедия. / Филиал Пронская библиотека МУК
«ЦРБ МО – ПМР»; сост.: Н. В. Прописнова. – Пронск, 2011. – С. 299
ЧУР, а, мужской род. 1. Домовой пенат, охранитель родового состояния (слав.). 2. Бог,
охраняющий границы поземельных владений, бог пределов, бог правосудия (Мифол. слов.
1834). 3. Грань, граница, рубеж, межа (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4.
М., 1955). 4. Столб, кол, охраняющие границы владений. 5. Воинские пики: чур (шур) метать –
о воинских, позднее казацких играх пиками, о поединках и турнирах. 6. Условие, уговор, запрет,
требование, правило, закон, мерило, предел (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
Т. 1–4. М., 1955). 7. Формула заклинания против колдовства, обаяния, потехи нечистой силы
(Словарь русского языка. Ред. А. А. Шахматов. – Т. 2–4. Пг., 1896–1915, 1927). Чуру не знать – не
придерживаться установленных правил. – Как теперь погляжу, чуру не знают, теперь народ
слабый стал (о водке) (Слов. фраз. Сибири. 1972).
142