Page 240 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 240
Левошин Н. Н. Материалы к изучению топонимики Рязанского края. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д.
65, Л. 6
Милонов Н. П. Топонимика, как источник для изучения истории края. // Ученые записки Рязанско-
го государственного педагогического института. – Рязань, 1953. – № 11. – С. 11
Название деревни произошло от названия речки Щуровка.
Ликий Г. Н. Топонимический справочник /А – Щ/. – Спас-Клепики, 2006. – С. 35.
Смотри: д. Щурово, Ухоловский р-н.
д. Щурово, Ухоловский р-н
«Щур» – дед, следовательно «Щурово» – Дедово.
Милонов Н. П. Топонимика, как источник для изучения истории края. // Ученые записки Рязанско-
го государственного педагогического института. – Рязань, 1953. – № 11. – С. 11
Пращур – м. пращуры – родители прапрадеда или прапрабабки.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1989. – Т. 3. – С. 377
ЩУР, а, мужской род. 1. То же, что и пращур. Божество, покровитель рода. (ЧУР, а,
мужской род. Домовой пенат, охранитель родового состояния (слав.)). 2. Певчая птица
семейства вьюрковых. – Вздыхает лес. Белки скрипят надо мной, щур поет (Словарь
современного русского литературного языка. Т. 1–17. М.–Л., 1948–1965).
Кондратьева Т. Н. Метаморфозы собственного имени (опыт словаря). – Казань: Изд-во Казан-
ского ун-та, 1983. – С. 106, 107
В современном языке в слове «пращур», то есть отец прадеда или прабабки, сохранились
представления о Чуре (Щуре) как родовом предке.
Слово «чур» сопоставляют с санскритским «цур» – жечь. Тот же корень в словах
«чурка», «чурбан», обозначающий куски дерева, которым разжигают огонь.
По мнению некоторых ученых, в древности имя Чур относилось к мифическому
существу, которое воплощало огонь домашнего очага и выступало родовым покровите-
лем дома. Чур охранял членов рода от враждебных козней, от чужих духов, от всего
недоброго, оберегал границы родовых владений. У древних славян был обычай: на
распутьях, на перекрестках дорог воздвигали столбы с сосудами, в которых находился
прах умерших; столбы служили межевыми знаками, определявшими родовые границы.
Привычным был страх людей, попавших на такие перекрестки: кончалось их родовое
поле, далее начиналось чужое. Чуры, считают, находились на таких межах, охраняя
дедовские земли и их хозяев…
Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 1999. – С. 23, 24
В Московской области есть село Щурово. В «Топонимическом словаре Московской
области» Е. М. Поспелова о ней сказано следующее: «Название от прозвищного личного
имени Щур («плут, обманщик») или от фамилии Щуров. Ср. Щур Григорий Васильевич
Курчев-Пушкин, середина XVI века».
Поспелов Е. М. Топонимический словарь Московской области. – М., 2000. – С. 303
Есть ещё несколько версий объяснения названия населённого пункта в Московской
области, которое, кстати, как оказывается, является предтечей рязанской (ухоловской)
деревни Щурово: «…о происхождении названия села толком ничего неизвестно.
Существует множество версий, порождённых, скорее, досужими предрассудками, и
среди них преобладают те, про которые можно сказать: "Ни в какие ворота не лезет".
На этом фоне едва ли не научной смотрится версия, согласно которой название пришло
из тех времён, когда берега Оки в этих краях населяли славянские племена, имевшие в
пантеоне богов, которым они поклонялись, Щура – бог межи, границы. Этот вариант
часто пленяет педагогов-историков, которые таким образом пытаются разжечь детское
любопытство своих учеников, развивая в них стремление изучить родной край. Но,
рассуждая прагматически, версию "божественного происхождения" названия села
приходится отвести, исходя из следующего рассуждения. Щурово – это село, админист-
ративная единица былого Рязанского княжества. А селом Древней Руси называлось
поселение, в котором была православная церковь. Прежде на том самом месте могла
быть деревня славян-язычников, но называлась она как-то иначе, так как невозможно
предположить, что та деревня после принятия её жителями крещения и постройки церкви
238