Page 240 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 240

Левошин Н. Н. Материалы к изучению топонимики Рязанского края. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д.
                  65, Л. 6
                           Милонов Н. П. Топонимика, как источник для изучения истории края. // Ученые записки Рязанско-
                  го государственного педагогического института. – Рязань, 1953. – № 11. – С. 11
                   Название деревни произошло от названия речки Щуровка.
                           Ликий Г. Н. Топонимический справочник /А – Щ/. – Спас-Клепики, 2006. – С. 35.
                   Смотри: д. Щурово, Ухоловский р-н.

                   д. Щурово, Ухоловский р-н
                   «Щур» – дед, следовательно «Щурово» – Дедово.
                           Милонов Н. П. Топонимика, как источник для изучения истории края. // Ученые записки Рязанско-
                  го государственного педагогического института. – Рязань, 1953. – № 11. – С. 11
                   Пращур – м. пращуры – родители прапрадеда или прапрабабки.
                           Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1989. – Т. 3. – С. 377
                   ЩУР, а, мужской род. 1. То же, что и пращур. Божество, покровитель рода. (ЧУР, а,
                  мужской род. Домовой пенат, охранитель родового состояния (слав.)). 2. Певчая птица
                  семейства  вьюрковых.  –  Вздыхает  лес.  Белки  скрипят  надо  мной,  щур  поет  (Словарь
                  современного русского литературного языка. Т. 1–17. М.–Л., 1948–1965).
                           Кондратьева Т. Н. Метаморфозы собственного имени (опыт словаря). – Казань: Изд-во Казан-
                  ского ун-та, 1983. – С. 106, 107
                   В современном языке в слове «пращур», то есть отец прадеда или прабабки, сохранились
                  представления о Чуре (Щуре) как родовом предке.
                   Слово  «чур»  сопоставляют  с  санскритским  «цур»  –  жечь.  Тот  же  корень  в  словах
                  «чурка», «чурбан», обозначающий куски дерева, которым разжигают огонь.
                   По  мнению  некоторых  ученых,  в  древности  имя  Чур  относилось  к  мифическому
                  существу, которое воплощало огонь домашнего очага и выступало родовым покровите-
                  лем  дома.  Чур  охранял  членов  рода  от  враждебных  козней,  от  чужих  духов,  от  всего
                  недоброго,  оберегал  границы  родовых  владений.  У  древних  славян  был  обычай:  на
                  распутьях,  на перекрестках дорог воздвигали столбы с сосудами, в которых находился
                  прах умерших; столбы служили межевыми знаками, определявшими родовые границы.
                  Привычным  был  страх  людей,  попавших  на  такие  перекрестки:  кончалось  их  родовое
                  поле,  далее  начиналось  чужое.  Чуры,  считают,  находились  на  таких  межах,  охраняя
                  дедовские земли и их хозяев…
                           Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 1999. – С. 23, 24
                   В  Московской  области  есть  село  Щурово.  В  «Топонимическом  словаре  Московской
                  области» Е. М. Поспелова о ней сказано следующее: «Название от прозвищного личного
                  имени Щур («плут, обманщик») или от фамилии Щуров. Ср. Щур Григорий Васильевич
                  Курчев-Пушкин, середина XVI века».
                           Поспелов Е. М. Топонимический словарь Московской области. – М., 2000. – С. 303
                   Есть  ещё  несколько  версий  объяснения  названия  населённого  пункта  в  Московской
                  области,  которое,  кстати,  как  оказывается,  является  предтечей  рязанской  (ухоловской)
                  деревни  Щурово:  «…о  происхождении  названия  села  толком  ничего  неизвестно.
                  Существует  множество  версий,  порождённых,  скорее,  досужими  предрассудками,  и
                  среди них преобладают те, про которые можно сказать: "Ни в какие ворота не лезет".
                   На этом фоне едва ли не научной смотрится версия, согласно которой название пришло
                  из тех времён, когда берега Оки в этих краях населяли славянские племена, имевшие в
                  пантеоне  богов,  которым  они  поклонялись,  Щура  –  бог  межи,  границы.  Этот  вариант
                  часто  пленяет  педагогов-историков,  которые  таким  образом  пытаются  разжечь  детское
                  любопытство  своих  учеников,  развивая  в  них  стремление  изучить  родной  край.  Но,
                  рассуждая  прагматически,  версию  "божественного  происхождения"  названия  села
                  приходится отвести, исходя из следующего рассуждения. Щурово – это село, админист-
                  ративная  единица  былого  Рязанского  княжества.  А  селом  Древней  Руси  называлось
                  поселение,  в  котором  была  православная  церковь.  Прежде  на  том  самом  месте  могла
                  быть  деревня  славян-язычников,  но  называлась  она  как-то  иначе,  так  как  невозможно
                  предположить, что та деревня после принятия её жителями крещения и постройки церкви


                                                           238
   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245