Page 21 - Кошаев В.В., Пителинские были
P. 21
зываемые дворовые люди. Нынешний летний день для
них и для других крестьян начался в поле, где жнут хле-
ба, вяжут снопы, укладывают крестцы. Просохшие снопы
свозятся на гумно для последующей молотьбы. А госпо-
да еще спят, хотя на веранде их поджидает «под парами»
начищенный до зеркального блеска самовар. К обеду бу-
дут поданы вареные раки. Обеспечить барский стол мест-
ным деликатесом поручено двум мальчикам, которые
уже спустились к чистой воде Пасмурки, тщательно ис-
следуя прибрежные «заулки».
Сделаем «монтаж», перемотаем время еще на столетие
вперед. Снова летний погожий день, среда. На местный
базар съехались торговцы и покупатели со всего Ела-
томского уезда. Торг ведется прямо на улице, вид ко-
торой значительно изменился. И домов стало больше
(свыше 120, около одной тысячи жителей), и крыты они
не только соломой, но и дранкой, тесом, щепой и даже
железом. На базаре покупают мелочный товар и всякую
живность (скот, птицу, рыбу). А в конце лета и осенью он
обеспечивал хлебом всю центральную часть уезда.
Речка Пасмурка делит сельцо практически пополам.
Она стала заметно грязнее, мутнее. Неизвестно, остались
ли в ней раки, но рыба еще точно была! Теперь о ре-
чушке напоминает ручей, протекающий весной по улице
Горького, через Зайцев пруд в парк и овраг.
Оживленно и на краю сельца, на выезде в сторону
Сасова. Здесь стругают бревна, пилят доски, стучат топо-
ры и молотки. На деньги, собранные, как говорится, всем
миром, возводится деревянная церковь.
И давно пора! Чем петелинцы хуже ближних соседей:
потапьевцев, гридинцев, нестеровцев, большемочильцев,
пеньковцев? Там-то православные храмы испокон веку
стоят. Правда, Потапьево, Гридино и Нестерово еще и
волостными центрами являются. Петелино же – сельцо
20