Page 149 - Рязань аэрокосмическая
P. 149
Ðàçäåë 3.
Íàó÷íî-ïðîìûøëåííûå ïðåäïðèÿòèÿ 149
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке мно-
горазовой космической системы «Буран» было подписано в январе
1976 года. Проект, в реализации которого принимали участие более
1200 предприятий различных министерств и ведомств Советского
Союза, осуществляли как альтернативу американскому «Шаттлу».
Рязанские ученые вложили в этот проект собственные идеи и раз-
работки. Одним из руководите-
лей проекта был заместитель
главного конструктора систе-
мы «Энергия-Буран» Вячеслав
Михайлович Филин, уроженец
Шацкого района Рязанской об-
ласти. Под его руководством
был разработан эскизный про-
ект корабля «Буран», его внеш-
няя компоновка, общие принци-
пы размещения оборудования,
Многоразовая систем и агрегатов. В.М. Филин
космическая система был одним из создателей раке-
«Энергия – Буран»
ты «Энергия». Ракета-носитель
являлась составной частью советской многоразовой транс-
портной системы «Энергия-Буран». В отличие от анало-
гичной американской системы «Спейс-Шаттл», наша
система могла использоваться автономно для доставки Старт ракеты-носителя
грузов больших масс и габаритов в околоземное простран- «Энергия» с многоразовым
ство. Ракета «Энергия» до сих пор остается самой мощной космическим кораблем «Буран»
в истории освоения космоса.
Космический корабль «Буран» размещался на ракете-
носителе «Энергия» (см. фото). Для ракеты «Энергия» был
создан самый мощный в мире ракетный двигатель РД-170
тягой 800 тонн. Одновременно создавался водородный двига-
тель РД-0120. По обоим двигателям были колоссальные про-
блемы, вплоть до того, что в один из моментов возможность
создания двигателя РД-170 на самом высоком уровне вооб-
ще ставилась под сомнение, в связи с чем на ракете-носителе
«Зенит», составляющей основу боковых блоков РН «Энергия»,
начали прорабатываться варианты его замены на четыре двига-
теля меньшей тяги.
Положение спас наш земляк В.Ф. Уткин, в то время гене-
ральный конструктор КБ «Южное» (впоследствии стал дирек-
тором ЦНИИмаш), заявив: НПО «Энергомаш» — разработчик
РД-170 — никогда нас не подводил, и я уверен, что и сейчас
Самый мощный в мире они смогут успешно довести двигатель». Так оно и получи-
ракетный двигатель лось. Об академике Владимире Федоровиче Уткине, нашем
РД-170, 1985 год земляке, дважды Герое Социалистического Труда, выдающемся