•Ж-
...5—
-6
ВФОТНИКЪ
РЯЗАНОКАГО ГУБЕРНОКАГО ЗЕМСТВА.
121
школахъ число
учебныхъ
дней
въ
году
гораздо
ниже
наиболѣе
часто
встрѣчающагося
въземствахъ
числа,
по
даннымъ
общеземскаго
съѣзда
(140
—
170);
слѣдовательно,
въ
этихъ
шкопахъ
успѣшность
обученія
должна
быть
еще
меньше
чѣмъ
въ
остапьныхъ.
При-
чинами
сокращенія
учебнаго
года
въ
школахъ
являются,
по
тѣмъ
же
даннымъ,
слѣдующія:
прежде
всего
и главнымъ
образомъ
причины
экономическія,
а
затѣмъ,
также
и
бытовыя:
эти
два
условія
сказываются
особенно
на
предѣльныхъ
срокахъ
учебнаго
года,
и,
въ
трѳтьихъ,
причины санитарнаго характера,
—
онѣ
вліяютъ,
главнымъ
образомъ,
на
перерывъ
занятій
среди
учебнаго
года.
*)
Всѣ
эти
услоЕІя
имѣли
мѣсто
въ
уѣздахъ
Рязанской
губерніи.
Самой
общей
причиной
сокращенія
учебнаго
курса
считается
участіе
дѣтей
въ
селькохозяйственныхъ
или
домашнихъ
работахъ
(непо-
средственное
участіе
въ
самыхъ
работахъ
и
также
исполненіе
дѣтьми
обязанности
нянекъ
при
маденькихъ
братьяхъ
и
сестрахъ);
эта
причина указана
всѣми
уѣздами.
Къ причинамъ
экономическаго
характера
относятся также
несвоевременное
снабженіе
дѣтей
обувью
и
одеждой
(Сапожковскій
уѣздъ),
осенній
сборъ
грибовъ
и
ягодъ
(въ
Егорьевскомъ
уѣздѣ,
во
многихъ
мѣстностяхъ
котораго
этотъ
видъ
промысла
служить
для
населенія
серьезнымъ
заработкомъ).
Къ
причинамъ
бытового
характера
относятся:
обиліе
сельскихъ
-
лраздниковъ
(отмѣчено
въ
уѣздахъ
Данковскомъ,
Раненбургскомъ,
Оапожковскомъ
и
Спасскомъ),
свадьбы
(въ
Данковскомъ),
про-
истекающій
отъ
некультурности
среды
взглядъ
на
школу,
какъ
на источникъ
доставленія
простой
грамотности,
и
отсюда
—
неак-
куратное
посѣщеніе
школы
(Рязанскій).
Причины
санитарнаго
характера
—
эпидемическія
болѣзни
(отмѣчены
въ
уѣздахъ
Прон-
.
скомъ,
Оапожковскомъ
и
Скопинскомъ)
—
и
климатическія
—
весенніе
разливы
рѣкъ
(въ
уѣздахъ
Пронскомъ
и
Оапожковскомъ).
На-
конецъ,
причины, которыя могутъ
быть
устранены
тѣми
учрежде-
ніями,
которыя
завѣдуютъ
школами,
т.
е.
могутъ
быть
устранены
самими
земствами:
позднее
оборудованіе
Іпкольныхъ
зданій
(Сапожковскій),
отсутствіе
дровъ
для
отопленія
школы
(Пронскій)
и
неудобства
путей
сообщенія
(Оапожковскій).
Все
это
чрезвычайно
вредно
отзывается
на
успѣшности
занятій
въ
школахъ
и
препят-
ствуешь правильному
ходу занятій
въ
нихъ.
Оъ
цѣлью
противо-
дѣйствовать
этимъ
тормозящимъуспѣхъ
школьнаго
дѣла
усдовіямъ
земствами
предпринимаются различныя
мѣры
борьбы
съ
ними,
которыя
(по
31
губерніямъ,
представившимъ
свѣдѣнія
къ
съѣзду),
но
даннымъ
общеземскаго
съѣзда,
сводятся
къ
слѣдующимъ
глав-
г
) „Сводка
свѣдѣній",
отдѣлъ
і,
стр.
41.