№
5 6
ЕЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
123
экоаомическаго
характера;
между
тѣмъ,
для
противо^ѣйствія
этой
посдѣдней
въ
громадномъ
болыпинствѣ
случаевъ
никакихъ
мѣръ
не
предпринимается.
*)
Интересно
было
дольше
остановиться
на
причинахъ
сокращенія
учебнэго
года
и
мѣрахъ нротиводѣйствія
это-
му
со
стороны
земствъ,
Потому
что'тѣ
же
въ
общемъ
причины
слу-
жатъ
препятствіемъ
и
къ
поступленію
цѣтей
въ
школы.
Здѣсь
опять-таки
на
первомъ
мѣстѣ
стоятъ
причины,
которыя
нельзя
устра-
нить частными
мѣрами,
предпринимаемыми
лишь въ
области
школь-
наго
дѣда.
По
даннымъ
Боголѣпова
(хотя
и
приводимымъ
лишь
для
двухъ
уѣздовъ
одной
Московской
губерніи,
но
имѣющимъ
въ
главныхъ
чертахъ
общее
значеніе),
причины
непосѣщенія
дѣтьми
школы
могутъ
быть
сведены
къ
сдѣдующимъ
группамъ:
2
)
%%
1)
экономичеекія
условія
.
35,7
2)
семѳйныя
причины
.
.
19,1
3)
болѣзни
и
увѣчья
.
.
12,6
4)
отношѳніе
населенія
.
.
12,4
5)
внѣшнія
условія (отсутетвіе
и
отдален,
школъ)
12,4
6)
условія
школъ
(отказы
и
переполненность)
.
3,9
7)
разныя
и
случайныя
•
•
•
•
■
•
•
•
3,9
100
Отсюда
видно,
что
первыя
три"
причины
распространены
сильнѣе
всего,
—
въ
общей
сложности
о>н*Ь
даютъ
около
65°/о.
Кромѣ
того,
причины
эти
такого
характера,
что
никакое
де-
ятельное
развитіе
школъ
не
можетъ
сколько-нибудь
замѣтно
ослабить
ихъ
и,
тѣмъ
болѣе,
устранить.
Сдѣдовательно,
лишь
Зб°/о
всѣхъ
условій
непосѣщенія дѣтьми
шкодъ
можетъ
быть
устранено
планомѣрнымъ
развитіемъ
школьнаго
дѣла.
Уже
было
указано,
что эти
данныя,
хотя
и
касаются лишь
двухъ
уѣздовъ,
могутъ
имѣть
общее
значеніе
для
многихъ
мѣстностей.
Поэтому,
приводя
эти
данныя
въ своемъ
докладѣ,
члены
Рязанскаго
губернскаго
учипищнаго
совѣта
дѣлаютъ
от-
!)
Интересно
закпюченіе,
выводимое
по
этому поводу
изъ
данныхъ
обще-
земскаго
съѣзда:
„Если
мы
сопоставимъ
причины
соісращенія учебнаго
года
и
мѣры
его
удлиненія,
то
совершенно
отчетливо
выяснится ихъ
неравносильность.
Самыя
обычныя
и
значительныя
причины
коренятся
в ь
условіяхъ
народнаго
хозяйства,
въ
состояніи
народнаго
здравія,
въ
укладѣ
народнаго
быта-,
все это
слагалось
не
одинъ
десятокъ
лѣтъ,
принимая
почти
стихійный
характеръ;
всѣ
онѣ
связаны
съ
разнообразными
сторонами
государственной
и
общественной
жизни,
и
потому
вліяніѳ
ихъ
огромно".
Между
тѣмъ,
„въ
числѣ
мѣръ
нѣтъ
мѣръ
ни
санитарнаго,
ни
экономическаго
характера".
(„Сводка
свѣдѣній",
отд.
I,
стр.
46—47.)
2
)
Боголѣиовъ.
„Грамотность
среди
дѣтей
школьнаго
возраста
въ
Московскомъ
и
Можайскомъ
уѣздахъ".
1894
г.