50
В'ЬСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУЕЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№ 7 8
радіусъ
проектировался
ими,
какъ мы
видѣли,
и въ ихъ
пѳр-
выхъ
школьныхъ
сѣтяхъ
(начало
900-хъ
г.г.).
Въ виду
этого
такой
же
размѣръ
школьнаго
района
установленъ
во
всѣхъ
уѣздахъ
и
при
разработкѣ
сѣти
школъ
по
закону 3
мая.
Но
при
этомъ
многія
земства
вводили
поправки
къ
устанавливаемому
ими
размѣру
школьныхъ
районовъ
въ
видѣ
устройства
ночлеж-
ныхъ
пріютовъ,
общежитій
и
подвоза
дѣтей
въ
школу.
Органи-
зация
такихъ
учрежденій
имѣетъ
особенное
значеніе,
какъ
потому,
что
нѣкоторыя
селенія
остаются
внѣ
школьныхъ
районовъ
при уста-
новленной
величинѣ
радіуса,
такъ
и
потому,
что,
но
указанію
мно-
гихъ
земствъ,
фактически
радіусъ
часто
далеко
не
совпадаетъ
съ
тѣмъ,
который
признанъ нормальнымъ
по
школьвымъ
сѣтямъ.
Изъ
уѣздовъ
Рязанской
губерніи
проектировали
устройство
общежитій,
ночлежныхъ
пріютовъ
и
т.
д.
слѣдующія
земства:
Ряжское
—
для
4-хъ
селеній,
оставшихся
внѣ
школьныхъ
рай-
оновъ,
пріюты
при 2-хъ
школахъ;
Сапожковское
—
для
13 селеній
6
ночлежныхъ
пріютовъ
и
при
двухклассныхъ
училищахъ
интер-
наты;
Окопинское
-
2
ночлежныхъ
пріюта;
Рязанское
—
для
18-ти
селеній—
устройство
ночлежныхъ
пріютовъ
и
подвозъ
дѣтей;
Данковскоѳ
—
2
ночлежныхъ
пріюта.
Вообще,
такимъ
образомъ, министерскій
радіусъ
въ
3
версты
считался
пріемлемымъ,
но,
вмѣстѣ
съ
тѣмъ,
многія
земства счи-
тали
необходимымъ
ввести
коррективы
къ
нему,
чтобы
поль-
зованіе
школою
было
болѣе
доступно
для
населенія;
не оста-
навливали ихъ
даже
и
тѣ
довольно
значительные
расходы,
ко-
торые
были
связаны съ
этимъ.
Такъ,
Саножковскимъ
земствомъ
предположено затратить
на
эту
цѣль
единовременно 10.000 р.
(6
ночлежекъ),
ежегодно
—
-720 р.;
Скопинскимъ
единовременно
—
2.500 р.
(2
ночлежн.
пріюта),
ежегодно
—
150 р.
Важнымъ основаніемъ
школьной
сѣти
надо
считать
уста-
новленіе
продолжительности курса
начальной
школы.
Министер-
ство
признало нормальнымъ
курсомъ
четырехлѣтній.
Это
также
отвѣчало
стремленіямъ
земствъ,
потому
что
еще
раньше
ввеце-
нія
всеобщаго
обученія
многія
земства частично
вводили
четы-
рехлѣтній
курсъ
обученія
въ
своихъ школахъ.
Поэтому
боль-
шинство
земствъ
высказалось
за
предложеніе
министерства
ввести
четырехгодичный
курсъ. Но
такъ
какъ
въ
этомъ
отно-
шеніи
мѣстныя
усдовія
(въ
видѣ
наличности комплектовъ
въ
каж-
дой
школѣ
и
состава
населенія)
имѣютъ
большее
значеніе,
то