62
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБВРНСКАГО ЗЕМСТВА.
До
7—8
ящеѳ
время расходы
сепьскихъ
обіцествъ
въ
я
/
0
°/°
занимаютъ
совершенно
ничтожное
положеніе.
Изъ
всѣхъ
этихъ
сопоставленій ясно,
какое
громадное
зна.
ченіе
оказали законы о
всеобщемъ
обученіи
на
измѣненіе
соот-
ношенія
главныхъ
источдиковъ
содержанія
школъ.
Не
могло
также
законодательство
о
всеобщемъ
обученіи
не
отразиться
на
развитіи
школьнаго
дѣпа
со
стороны
количествен-
ной
—
увеличенія
числа школъ.
При
усиленномъ
школьномъ
строи-
тельствѣ,
на
которое
земствомъ
и
правительствомъ
затрачива-
лись
теперь
большія
средства,
увеличеніе
числа
школъ
пошло
по
сравненію
съ
предыдущими
годами
ускореннымъ
темпомъ,
Въ
Рязанской
губерніи
измѣненіе
количества
школъ
шло
за
900-ые
годы
такимъ
образомъ:
съ
1.065
въ
1901
г.
общее
число
школъ
г
)
поднялось до
1.184
въ
1907 году,
слѣ-
довательно,
увеличилось
за этотъ
періодъ
на
119
школъ.
Въ
слѣдующій
же
періодъ
число
школъ
возросло
съ
1.184въ
1907 году
до
1.691
въ
1912 году,
т.
е.
увеличеніе
выразилось
въ
507
школъ.
Или
въ
среднемъ
въ
годъ
открывалось
въ
1901
—
1907
г.г.
—
17
школъ,
въ
1907
—
1912
г.г.
—
101
школа,
т.
е. во
2-й
періодъ
больше
чѣмъ
въ
1-й
въ
5,9
раза.
Въ
каждомъ
уѣздѣ
число
школъ
должно
было
увеличиться
въ
среднемъ
за
время
съ
1907
до
1912
года
ва
42,25
школы.
Въ
дѣйствитепьности
во мпогихъ земствахъ
приростъ
числа
школъ
выразился
въ
цифрѣ
меньшей
этой
средней;
сюда
отно-
сятся
уѣзды:
ТГронскій
—
13
школъ,
Спасскій
—
93,
Егорьевскіи—
33,
Ряжскій
—
38,
Рязанский
—
39,
Раненбургскій
—
40.
Въ
Михайловскомъ
увеличеніе
въ
числѣ
школъ
выражает-
ся
въ
цифрѣ,
приближающейся
къ
выведенной
средней,
42. Въ
остальныхъ
уѣздахъ
количество
школъ
увеличилось
такимъ
об-
разомъ:
на
16
—
въ
Зарайскомъ
и
Скопинскомъ,
на
4 7
—
въ
Дан-
ковскомъ,
на
54
—
въ
Сапожковскомъ
и на
86
—
въ
Касимовскомъ.
Слѣдовательно,
цифры
прироста
числа
школъ
за
этотъ
пе-
ріодъ
въ
отдѣльныхъ
уѣздахъ
очень
различаются
между
собою,
колеблясь
отъ
13
въ
Пронскомъ
уѣздѣ
до
86
въ
Касимовскомъ,
Объясняется
это
?
съ
одной
стороны,
не-одинаковымъ
копичествомъ
школъ въ
земствахъ ко
времени
составленія
школьныхъ
сѣтей,
съ
другой,
тѣмъ,
что
осуществленіе
всеобщаго
обученія
на
прак-
тикѣ
началось
въ
однихъ
уѣздахъ
раньше,
въ
другихъ
позднѣѳ.
Въ
частности,
напримѣръ,
въ
уѣздахъ
Пронскомъ
и
Касимов-
!)
Въ
число
школъ
вошли
сельскія
безъ
школъ
грамоты;
послѣднія
не
приняты
во
вниманіе,
потому
что
онѣ
не включены
въ
школьный
сѣти.