ДОБРОЛЮБОВ, И. В. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ И УПРАЗДНЕННЫХ, СО СПИСКАМИ ИХ НАСТОЯТЕЛЕЙ ЗА XVII,XVIII И XIX СТ. И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ. Т. 4. - page 433
гіемъ
вызванъ
былъ
въ
Рязань
священ-
никъ с.
Ялмонта Симеонъ
Ѳсодоровъ,
отъ
котораго
Консисторія,
по
резолюціи
са-
мого
преосв.
Сергія, потребовала
ноказа-
нія
о толп»:
1)
какимъ
образомъ
об-
ращается
онъ
съ
прихожанами,
отпад-
шими
отъ
Православной
церкви,
2)
дѣлалъ
ли нмъ
пастырскія
наставлеиія
«іцаніями
приводить
ихъ на
истинный
путь. Сіе
есть
дѣло
сельскаго
священ-
«ника
и
онъ
безъ
сумнѣнія
въ семъ
успѣетъ,
ежели
примѣромъ
своимъ
не
«соблазвъ,
но
любовь
къ
Богу
и
ближнему
распространять
будетъ.
Я полагаю,
«что
такія
мѣры
могутъ
быть
ближайшія
къ
достиженію
въ
семъ
дѣлѣ
надле-
«жащаго
успѣха.
Строгость
тутъ
не
у
мѣста,
Духъ
кротости
и
свободы
мо-
«жетъ
быть
дѣйствительнѣе
всего.
Ихъ
надобно
нросвѣтить,
и
для
того
должно
«читать
священное
писаніе. А
чтобы
читать
оное: то
должно
завести
школы
—
«и
если
сіе
нужно
я въ
моихъ
деревняхъ:
то
я
охотно
на
то
пожертвую. На
«счетъ
исправленія
таковыхъ несчастныхъ
я
ссылаюсь
на
слова
одного
отлич-
«наго
церкви нашей пастыря.
Я
хотя
и
не
нмѣю
счастія
знать
его лично:
«но весьма много
почитаю
его.
Въ
одеомъ
мѣстѣ
своего
сочиненія
наппсалъ
«онъ,
что
«сіи
бѣдные
лишенные
слособовъ
читать
глаголы
живота
вѣчнаго
«остаются
доселѣ
во
мракѣ
заблужденій
и
разныхъ
низкихъ
нредразсудковъ,
«раздѣляюіцихъ
ихъ
иногда
на самые
зловредные
толки».
Далѣе
онъ
говорить:
«Ежели
раскроемъ
исторію,
повѣствовательницу
дѣлъ
человѣческихъ:
то
вездѣ
«увидимъ,
что самые
идолопоклонники
и
магометане
несравненно
ревностнѣе
«распространяли
и
хранили
свои
религіозныя
басни
и
заблужденія».
Нако-
«нецъ
въ
другомъ
мѣстѣ
онъ
же
прекрасно разсуждаетъ
такъ: «весьма
рѣдкіе
«изъ нихъ
имѣютъ
и
читаютъ
слово
Божіе.
Отъ
сего-то
недостатка
книгъ
жи-
«вота
вѣчнаго
распространяются
тѣ
суевѣрія
и
расколы,
которые
расторгаюсь
«единство
христіанства
и
терзаютъ
св.
Церковь.
Ища
ревностно
своего
спа-
«севія,
но
не
имѣя
въ
рукахъ
книгъ
оное
указующихъ,
бѣдные
и
жалкіе
«слѣпцы
обращаются
къ
суевѣрнымъ
предапіямъ
и
зловредными
сочпненіямъ,
«который
напоеваютъ
ихъ
только
духомъ
дерзости
и
упорства,
совсѣмъ
скры-
«вая отъ
нихъ
свѣтъ
Небесной Истины. Они
черпаютъ
и
пыотъ изъ
мутиыхъ
«кладезей,
потому
что
нигдѣ
не
видятъ
и
не
находятъ
чистыхъ
источниковъ
«Израилевыхъ.
Отъ
сего же
происходитъ
и
то весьма
вредное
суевѣріе,
по
«которому,
изъ
самыхъ
впрочемъ
добрыхъ
и
усердныхъ
христіанъ,
за
великій
«грѣхъ
почитаютъ
даже
прикоснуться
къ
Евангелію.
Такія
суевѣрныя
мысли
«и
толки,
кажется,
истребились бы,
или
по
крайней
мѣрѣ
нарочито
уменыпи-
«лись,
ежели
бы
книги истиннаго слова
Божія
были
вездѣ
распространены
въ
«достаточномъ
количествѣ.
Наполнивъ грады,
селы
и
веси, они,
при
помощи
«Христа
Спасителя,
превозмогли
бы
и
навсегда
изгнали
тѣ
душевредныя
со-
«чиненія,
которыя
нынѣ
у
многихъ
находятся
въ
толь великомъ
уваженіи
и
«который
впрочемъ
служатъ
къ
пагубѣ
душъ
христіанскпхъ.
Слово
Божіе,
«распространившись,
само
собою чрезъ
единое
чтеніе,
безъ
всякихъ
истолко-
«вателей,
весьма
было
бы
сильно
обратить
заблуждающихъ
на
путь
истины
и
«показать
средства
ко
спасенію». Я
думаю,
слова
сіи
извѣстны
вашему
пре-
«освященству
больше,
нежели
кому
другому.
Я
мысленно
лобызаю
десницу
«написавшаго
оныя,
хотя
и
прошу
сочинителя
обратить
на
заблудшихъ
овецъ
«деревень
моихъ
пастырское
вниманіе. Я
повторяю,
что
я
все готовъ
употре-
«бить
на
заведеніе
въ
деревняхъ
моихъ
училиіцъ.
Впрочемъ
я
всеусерднѣйше
«благодарю
ваше
пре
—
ство
за
увѣдомленіе
меня
о таковомъ
произшествіи
съ
«
крестьянами
моими»
.
1...,423,424,425,426,427,428,429,430,431,432
434,435,436,437,438,439,440,441,442,443,...468