8
Вѣстникъ
Рязанскаго
Губернскаго
Земства.
№
] G-
1
1
12'
пахать
и
сѣять
пли
же
требовалъ
бы
за
всѳ
это
плату.
Вѣдь.-
земля
—
единственное
мѣсто,
гдѣ
человѣкъ
можетъ
жить,
тру-
диться
и
доставать
все
необходимое
для
его земного
суще-
ствованія;
доэтому
она
и
должна
быть,
какъ
воздуху
общимъ-
дс-стояніемъ,
и
никто
не можетъ
сказать:
„земля
—
моя«.
Однако,
что
недопустимо
по
здравому смыслу,
то
является
возможнымъ въ
дѣйствитепьности:
земля
„Божья"
и
„ничья"
находится
во
владѣніи
немногочисленнаго
класса
собственник
ковъ,
не
всегда
знающихъ,
какъ
она
воздѣлывается,
въ
то
время,
какъ сотнн тысячъ
пахарей
совершенно
лишены ея
или
надѣлены
ничтожными земельными
клочками.
Но
сознаніе,
что
„земля-
—
ничья,
а
Божья"
и
что
она
долж-
на
находиться
въ
обладаніи
тѣхъ,
кто
трудится
на
ней,
это-
сознаніе
никогда
не
покидало
народныхъ
массъ,
и
кто
боролся
за волю
народную,
тѣ
требовали
и
земли
для
народа.
Въ
пер-
вые
дни
революции
мнѣ
пришлось
видѣть
вывѣшенный
на
од-
номъ
изъ
вагоновъ
санитарнаго
поѣзда
красный
плакатъ,
яа
которомъ
значилось:
„Вся
земля
—
пахающгімъ
ее".
Этотъ
по.
зунгъ.
выведенный,
очевидно,
неумѣлою
рукою
солдата-зем-
лепашца,
съ
достаточною
ясностью
оиредѣляетъ
взглядъ
кре-
стьянства
на
землю.
Просматривая
аграрныя
программы
различ.
ныхъ
политическихъ
партій,
нельзя
не
обратить
вниманія
на
то
обстоятельство,
что во
всѣхъ
нихъ
разбирается
главнымъ
обра-
зомъ
все
тотъ
же
воиросъ,—
на
какихъ основаніяхъ
должна
пѳ.
рейти
земля въ
руки крестьянства,
какими
соображеніями
не-
обходимо
руководствоваться
при
опредѣлеьіи размѣровъ
кресть-
янскихъ
надѣловъ,
платить-ли за
землю
или
нѣтъ
и т.
д.
и. т.
д.;
словом^
заняты
главнымъ
сбразомъ
распредѣленіемъ
земельной
площади.
Земля
для
нихъ
—
лишь
поле
приложения труда.
Если
}ке
иногда
и
приходится
слышать:
„
вся земля
—
всему
народу",
—
то
и
подъ
этими
словами
обычно
разумѣютъ,
что
порядки
рас-
предѣленія
отходящей
отъ
ея
собственниковъ
земли
должны
быть
опредѣлены
народными представителями,
какъ
уполномо-
ченными
единственнаго
хозяина
земли-
—
народа.
Между
тѣмъ
?
изъ
того,
что
земля есть
безпиатный
даръ
природы
человѣку, слѣдуетъ
не только
выводъ^
что
всякій
имѣетъ
право трудиться
на
ней,
если онъ
воздѣлываѳгъ
ее
лич-
но,
земля
нужна
не
только
трудящимся
на
ней,
какъ
ноле
при-
ложенія
ихъ
труда^
но
вообще—
всѣмъ
людямъ
)
какъ
единствен-
ный
источникъ
пропитанія
и
матеріаловъ.
„Теоретически
совер-
шенно
ясно,
что
гораздо
болѣе
важное
или,
по
крайней
мѣр£,
общее
значеніе
для
человѣка
земля
имѣѳтъ^
какъ
единственный
источникъ жпзненныхъ
срѳдствъ
и
матеріаловъ
для
приготовлѳ-
вія
предметовъ, служащихъ
для
удовлетворѳнія
разнообразныхъ-
лотребностей
человѣка;
и
что если
признается
правильнымъ
до-