— 66 —
Большая часть болотъ этой части губерніи высыхаетъ сама собою, оста
вляя богатыя запасы торФа, который,при увеличающейся съ каждымъ го
домъ дороговизнѣ дровъ, будетъ современемъ драгоцѣннымъ матеріаломъ
для топлива.
5) ПУТИ СООБЩЕНІЯ.
А) СУХОПУТНЫЯ .
ОБЩАЯ СИСТЕМА ПУТЕЙ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ И СОСТОЯНІЕ
ОНЫХЪ ВЪ РАЗНЫЯ ВРЕМЕНА ГОДА.
Рязанская губернія, помѣстному положенію своему, играетъ довольно
важную роль въ общей системѣ сухопутныхъ сообщеній Россіи. Чрезъ нее
пролегаютъ кратчайшія дороги изъ хлѣбородныхъ юго-восточныхъ губер
ній въ Москву и, между прочимъ, такъ называемый
астраханскій
трактъ,
ближайшій и важнѣйшій сухопутный путь въ Москву изъ Тамбова, Саратова
и другихъ, столь же важныхъ пунктовъ. Дурное состояніе сухопутныхъ
сообщеній и соперничество удобныхъ водяныхъ сообщеній по Волгѣ и Окѣ
причиною, что астраханскій трактъ далеко не имѣетъ того значенія, ко
торое принадлежитъ ему по праву кратчайшаго проводника; но онъ воз
вратитъ его съ устройствомъ саратовской желѣзной дороги,предназначен
ной быть одной изъ главнѣйшихъ торговыхъ жилъ Россіи.
Положеніе губерніи на прямомъ пути между Москвой и богатымъ юго-
восточнымъ краемъ, а также и то важное значеніе, которое имѣетъ соб
ственно для нее Москва, причиною, что главнѣйшія сухопутныя сообщенія
прорѣзаютъ Рязанскую губернію отъ Ю и Ю В. къ С. и къ С. 3. Это на
правленіе замѣтно преобладаетъ и во внутреннихъ сообщеніяхъ губерніи;
чему много способствуетъ растянутая отъ С. къ Ю. Фигура ея.
Между дорогами, которыми частою сѣтью испещрена губернія по всѣмъ
направленіямъ, слѣдуетъ отличить важныя въ административномъ и тор
говомъ отношеніяхъ, и потому почтовые и торговые тракты будутъ пред
метомъ подробнаго описанія; теперь же, бросимъ взглядъ на состояніе
вообще сухопутныхъ сообщеній въ Рязанской губерніи.
Изъ орографическаго обзора можно видѣть свойства поверхности игрун-