— 67 —
та различныхъ частей губерніи; а слѣдовательно и вывести заключеніе о
качествахъ дорогъ. Часть губерніи, по правую сторону Оки лежащая, воз
вышенная, открытая и населенная, имѣетъ поверхность холмистую и вол
нообразную, которая, только на крайнемъ Ю. В., принимаетъ характеръ
равнинный. Преобладающій грунтъ ея до р. Прони глинисто-черноземный;
за рѣкою же черноземъ, часто иловатый и очень рыхлый. Оба эти грунта
въ сухое время, окрѣпнувъ, дѣлаются весьма тверды; но при малѣйшемъ
дождѣ они легко растворяются и превращаются въ клейкую и вязкую грязь.
Въ этой части губерніи, дороги, пересѣкаясь довольно часто лощинами, про
ходятъ по легкимъ ихъ скатамъ; тамъ же, гдѣ лощины принимаютъ видъ
овраговъ, спуски и подъемы становятся круты и затруднительны. Рѣки,
рѣчки и не большіе ручьи встрѣчаются на пути безпрестанно; и долины
ихъ, часто очень низменныя,много препятствуютъ сообщеніямъ. Въ части
губерніи,лежащей на лѣвой сторонѣ Оки, мѣстность ровнѣе; хотя нерѣдко
и здѣсь встрѣчаются неровности съ лощинами и даже оврагами. Грунтъ
песчано-глинистый, мѣстами же чисто песчаный. Лощины и, вообще, низ
менности имѣютъ характеръ болотныхъ низинъ, съ грунтомъ иловатымъ,
необыкновенно грязнымъ и топкимъ въ ненастное время. Дороги тянут
ся здѣсь по пескамъ иногда сыпучимъ и утомительны въ сухое время года;
тамъ же, гдѣ они пролегаютъ по низменностямъ, становятся крайне за
труднительными, слѣдуя, большею частью, по дурнымъ гатямъ, по
накатнику или по глубокой грязи. Иногда путь лежитъ чрезъ обширныя
болотистыя мѣста, такъ называемыя омшары, и тогда, проѣздъ воз
моженъ только по накатнику. Такого рода дороги тянутся, мѣстами, по-
нѣсколько десятковъ верстъ.
Почти всѣ рязанскія дороги зимою и въ сухое лѣтнее время, пред
ставляютъ сѣть превосходныхъ сообщеній, удобствомъ не уступающихъ
шоссе; но послѣ двухъ, трехъ ненастныхъ дней все измѣняется: грунтъ
растворяется и обращается въ грязь, бѣгущіе ручьи образуютъ промоины,
лощины и мѣста низменныя наполняются водой. Въ это время, отъ
прогона гуртовъ и движенія тяжестей, дороги выбиваются ямами и
глубокими колеями, и на нихъ образуются грядки, проѣздъ по ко
торымъ почти невозможенъ. Особенныя затрудненія встрѣчаются на мостахъ
и гатяхъ; часто какой нибудь ничтожный ручей, въ сухое время незамѣтный,
послѣ нѣсколькихъ дней дождя, становится препятствіемъ неодолимымъ, осо
бенно для тяжелыхъ экипажей. Случись послѣ всего этого ясныйдень, идорога
въ нѣсколько часовъ исправляется и приходитъ въ прежній порядокъ.
Весенніе мѣсяцы мартъ и апрѣль, безспорно, самые за труднительные для
проѣзда порязанскимъ дорогамъ. Главнымъ препятствіемъ въ это время года
#