13
строгому настоянію центральнаго правительства... дѣятельность
самого исполнительнаго чиновника оцѣнивалась только но ко
личеству поступающихъ недоимокъ... За нерадѣніе ко взыска
нію—онъ подвергался суду по всей строгости закона, удаленію
отъ должности и т. д. и т. д.
п
Но поступленіемъ однихъ недоимокъ хотя бы и полностью
нельзя было покрыть государственныхъ нуждъ, особенно въ
такое чрезвычайное время. Финансовое положеніе государства,
свидѣтельствуютъ историки, предъ войною 1812 года было на
столько тяжелое, что скрасить его какими либо маленькими
суммами было нельзя. Другой испытанный способъ покрытія
чрезвычайныхъ расходовъ это займы. Но общая сумма внутрен
нихъ и внѣшнихъ долговъ, плюсъ ассигнаціи равнялась уже
тогда приблизительно 408 мил. руб. Цифра эта по исчисленію
финансистовъ равна была нашимъ погоднымъ доходамъ за 4 года.
Нужны были поэтому исключительно благопріятныя обстоятель
ства, нужны были знающіе и честные люди для того, чтобы
выйдти изъ тогдашнихъ финансовыхъ затрудненій въ связи съ
предстоящими чрезвычайными важными расходами.
Манифестомъ 27 мая 1810 года былъ установленъ поря
докъ погашенія государственнаго долга. Была отдѣлена для
продажи въ частную собственность часть государственныхъ
имуществъ... учреждено особое установленіе подъ именемъ го
сударственной комиссіи погашенія долговъ... Долги очевидно
тяготили правительство... но чрезвычайныя обстоятельства не
давали возможности отъ нихъ отдѣлаться.
Что же было дѣлать? Разумѣется въ такой моментъ, когда
война готова была вспыхнуть каждый день, требовать отъ прави
тельства упорядоченія государственныхъ финансовъ путемъ со
кращенія не производительныхъ расходовъ, путемъ финансовой
реформы въ .системѣ самыхъ налоговъ, путемъ поднятія доход
ности принадлежащихъ казнѣ имуществъ, путемъ поднятія на
роднаго благосостоянія и увеличенія производительнаго народ-