— 5 4 7
ной литургіи обнародовать этотъ же манифестъ чтеніемъ въ цер
квахъ, а по прочтеніи въ тоже самое время во всѣхъ соборахъ,,
церквахъ и монастыряхъ отправить напечатанное въ особливой
книгѣ, именуемой послѣдованіе молебныхъ пѣній, отправляемое
во время брани противъ супостатовь, находящихъ на ны, молеб
нов пѣніе, съ колѣнопреклоненіемъ, которое молебствіе отправ
лять въ каѳедральномъ соборѣ самимъ архіереемъ, въ лаврахъ и '
монастыряхъ настоятелями, въ другихъ же городскихъ соборахъ—
протопопами съ прочими священниками соборнѣ, а по отправле
ніи таковаго пѣнія и по совершеніи литургіи, прочесть и выше
приведенное воззваніе Св. Синода.
Затѣмъ предложено читать ежедневно съ колѣнопреклоне
ніемъ молитву, положенную на литургіяхъ послѣ сугубой эктеніи
о побѣдѣ на супостата, а во всѣ воскресные дни, послѣ литургіи,
отправлять упоминаемое молѳбное пѣніе съ колѣнопреклоненіемъ
же во всѣхъ церквахъ.
Но видимо два раза прочитанный манифестъ б іюля и воз
званіе Св. Синода „ко всѣмъ благовѣрнымъ чадамъ Россійской
церкви, а наипаче къ пастырямъ и служителямъ алтаря не
щадить временнаго живота для покоя Церкви, не дорожить,
никакою собственностію, кромѣ вѣры и отечества, и возревно
вать ревностію брани",—ее глубоко тронули сердца призывае
мыхъ, Правда, духовенство Рязанское молилось о дарованіи по
бѣды, но воззваніе требовало отъ нихъ и матеріальныхъ жертвъ
и участія въ брани противъ врага въ словахъ „если кто изь сы-
нпвъ Левитскихъ, еще не опредѣлившихся къ служенію возрев
нуетъ ревностію брани, благословляется на сей подвигъ отъ
самыя церкви",
Знакомясь съ донесеніями разныхъ должностныхъ лицъ о полу
ченіи и исполвенш манифеста и воззванія къ чадамъ церкви, мы
видимъ, что очень многіе не поняли ихъ требованія. Рядомъ съ
правильнымъ пониманіемъ содержанія манифеста 6 іюля, какъ,
призыва къ всеобщему ополченію, иные посмотрѣли на него
только съ первыхъ строкъ и доносили, что Его Императорскаго
Величества указъ изъ Рязанской консисторіи съ манифестомъ „о
взошествіи непріятеля съ войсками въ Россійскіе предѣлы" по
лученъ и объявленъ.
Въ Пронскомъ уѣздѣ въ благочиніи села Залипяжья свя
щенника Афанасія Иванова поняли манифестъ, какъ призывъ къ
приношенію Господу Богу горячайшихъ молитвъ о побѣдѣ на
ступающаго непріятеля.