М ичуринские принципы и методы селекции о р га н и ч е ски х форм явля
ю тся блестящим вкладом в материалистическое о бъ ясн е ни е природы, так
ка к диалектика составляет д уш у и единственный
п р ин ц и п мичуринского
учения.
«...Вся суть моей работы , — писал Мичурин, — заклю чалась в том, что
я исключительно занимался изучением законов растительного мира, под
хо д я к этому с д иалектическо й стороны и вы работанны х мною методов,
о снованны х на глубоких н а б лю д е ни я х и строгой п р о в е р к е тех крайне бед-
ны х по количеству научны х данны х, которые мы им е л и как вообще в б о
танике, так и в частности и в генетике».
Иван Владимирович о бл а д ал прозорливостью ве л ико го мыслителя-
натуралиста. И неудивительно, что в своих научны х работах он убедите
лен, как никто. Его п р о и зве д е ни я одинаково д о ступ ны представителям
всех ступеней и рангов н а у ч н о го мира, специалистам и рядовым тр уж е
никам сельского хозяйства.
Труды Мичурина остаю тся беспримерным о б р а з ц о м полной гармонии
мы сл и и слова, гл уб о кого ум а и неутомимой эн е р ги и их автора. Иван Вла
д им и р о в и ч не допускал ш абл она. Не согласовывая свои утверждения с
д о гм о й , он с неумолимой л о ги к о й ученого вы рабатывал свою научную
т е о р и ю на наковальне опы та.
Все это с особой силой сф орм улировано и о тр а ж е н о им в правилах-
наказе советской м о л о д е ж и :
«Нет ни одного искусства, ремесла и науки, ко то р ы е не имели бы
сво и х определенных те хн ич е ских приемов,
п р ио б р е та ем ы х постоянным
упраж нением .
Кто же не владеет те х н и к о й какого-нибудь искусства, науки или р е
месла, тот никогда не б у д е т способен создать ч то -н и б уд ь выдающееся».
Обращаясь к м о л о д о м у поколению , ком сом ол ь ц ам и пионерам, уч е
ны й писал:
«М ои юные друзья, м ы ж и в ем в такое время, к о гд а высшее призва
ние человека состоит в том , чтобы не только объяснять, но изменять
м и р , — сделать его л учш им ,
более интересным,
б о л е е осмысленным,
п о л не е отвечающим п о тр е б н о стям жизни...»
И далее:
«60 лет я работаю над улучшением растений. Говорят, что я м н о го
сделал. А я бы сказал, что не так уж много, по к р а й н е й мере, в сравне
нии с тем, что м ож н о и н а д о сделать. М ногое п р ид ется сделать сл е д ую
щ им поколениям, в частности вам, мои юные д рузья ».
М ичурин хотел, чтобы каж ды й человек п о д хо д ил к растению с таким
ж е интересом и лю б о пы тством , с которым мы рассм атриваем и изучаем
к а ж д у ю техническую н о ви н ку, будь то трактор, автом обиль или новой
кон стр укции самолет. Ведь создать новую, н е бы вал ую в природе ф орм у
растений, вырастить пло до вы й сад, вырастить сам ом у хотя бы одно д е р е
во, получить высокий у р о ж а й зерна или овощ ей — д е л о нелегкое.
Великим труж е н иком , не знавшим устали, бы л М ичури н. Он не гн у
шался никакой работы : в саду, на грядках работал с садовым ножом ,
се ка то р ом , мотыгой; в л а б о р а то р и и и кабинете п р о и зво д и л самые точные
о пы ты и записи. Он составлял задания самому себе, тщательно подводил
и то ги ежедневного труд а, обращ ался к рабочим ,
колхозникам , ком со
м о л ьцам , пионерам и ш ко л ьн и кам с просьбой п ом о ч ь науке отыскать на
п о л я х и в саду, в д еб р ях си б и р ско й тайги или У с с у р и й с к о го края семена
или плоды культурных и дикорастущ их растений.
— Мичурин, — вспом инает его преемник и с о р а тн и к И. С. Горшков,
раскры вал тайны п р и р о ды п е р е д своими учениками, ж ивя и работая не-
12