«мирончикй», «заячьи мордочки» и различные «бели»; отнюдь
непохожие на деликатесы «антоновка», «анис», «боровинка»
и вяжущие язык, похожие на лесных дикарей, плоды груш
«тонковетки», «спасовки», «поддульки»; малоурожайная вне
города Владимира вишня— «Владимировка» и тернослива —
вот то скудное сортовое наследие прадедов, с которым встре
тился молодой Мичурин, задумавший совершить переворот
в мире растений.
Он был еще неопытен. Он жадно искал учителей, кото
рые дали бы ему компас для его странствований в мире зага
док природы. Ночами просиживал Мичурин над трудами по
растениеводству и с горечью закрывал книгу, так и не найдя
в ней ответов на волновавшие его вопросы. Книги много и
пространно рассказывали о том, как сажать и выращивать
существующие сорта, как выращивать виноград в Крыму,
папиросный табак в Сухуми у Черного моря, а картофель и
брюкву —в северных районах. Рассказывалось, что персик
любит солнце, а клюква — влагу севера, писалось, что абрикос
севернее Ростова-на-Дону не приживается — вымерзает. Тео
ретики, во главе с Эдуардом Регелем, подводили под эти
грустные факты «теоретическую базу» и монотонно твердили:
нельзя абрикос и сочный виноград выращивать вне южных
районов, нельзя иметь сладкие «ренеты» и «кальвили» в Там
бовской или в какой-нибудь другой губернии средней полосы
России. Нельзя, так как растения эти нежны и приспособлены
только к южным условиям. Нельзя, ибо так положено при
родой этих растений. Так положено, и так оно и впредь будет:
ведь природа тысячелетиями отбирала южные растения для
юга, а северные — для севера. Человек! Не пытайся быть
умнее матери-природы: умнее, чем она, не придумаешь. . .
Известный ботаник-лесовод профессор Г. Ф. Морозов соз
дал целую школу, которая отстаивала эти взгляды. «Чело
век, — учил Морозов, — не может работать... так, как это
делает природа; он может, однако, соблюдая свои хозяйствен
ные интересы, более или менее ей подражать».
— Нет, я с этим не согласен, — говорил своим родным
и друзьям Мичурин, — ученые, устанавливающие незыблемые
географические пояса для растений, в чем-то коренным обра
зом ошибаются. Разве достойно человека быть слепым подра
жателем, «копиистом» природы? Человек может и должен
делать лучше природы! На то он и человек. Нет, — настойчиво
твердил Мичурин. — Они не правы! «Мы не можем ждать
милостей от природы. Взять их у нее — наша задача».
Но как? Где найти ключ к тайнику? Еще и еще раз вчи
тывался Мичурин в труды плодоводов и лесоводов, посылал
письма и запросы известным питомниководам и все более и
более огорчался: никто не мог дать ему нужного совета, а
П