Page 89 - hronograf-chitajuschij-mir-spetsvipusk
P. 89
Фестиваль: день за днём
Искандере. Я знаю Елену как неутомимого организатора и неравнодушного
человека, которого не заметить просто невозможно. Это касается и
сотрудничества с творческими союзами, в частности, Русским ПЕН-центром.
Действительно, Елена Сафронова – одна из заметных, знаковых, вот именно
– замечательных фигур сегодняшней литературы».
Галина Булатова, поэт, переводчик, организатор литературной
премии ДИАС, Казань – Тольятти:
«Елена Сафронова – современный опытный критик-публицист. Словно
учёный, она кропотливо и вдумчиво препарирует на своём лабораторном
столе имена, строчки, книги, с которыми сводит её судьба, размышляет над
литературными процессами в глубинке, которую метко окрестила
Тридевятым царством. «...Я никуда не внедряюсь, а живу там, где судьба
распорядилась, и делаю то, на что Бог способности дал. Способности эти
неудобны для их обладателя в Тридевятом Царстве. Точно жмущие
ботинки...»
Уникальный дар Елены – быть настоящим экспертом литературно–
художественного процесса – был замечен в столице (нет пророка в своём
Отечестве) и востребован в солидных журналах, одно упоминание которых
приводит в священный трепет: «Знамя», «Октябрь», «Урал», «День и ночь»,
«Дети Ра».
«Критика, – считает Елена, – сколь бы ни была горька, столь же и
полезна – хина! Лихорадка звёздной болезни и горячка честолюбия от неё
утихают».
Именно потому, что Елена Сафронова болеет душой за национальную
литературу, она занимается своим делом с любовью, обстоятельно, развивая
и обогащая критику как литературный жанр, торя тропинки, ведущие к
высокому и прекрасному.
Мне же особенно приятно внимание Елены Сафроновой к казанской
литературе и литпроцессу, участником которых она стала ещё в 2012 году,
приехав в столицу Татарстана на фестиваль Велимира Хлебникова. А в 2021
году в Центральной библиотеке города Казани прошёл её вечер, на который
собралось много зрителей, в том числе и тех, о ком Елена в разные годы
писала. Слушатели убедились, что о современной литературной критике
можно рассказывать с огоньком и с интересом. За 10 лет Сафронова написала
рецензии и критические статьи по творчеству доброго десятка казанских
литераторов. Не осталась без внимания и моя книга «Я, Бог, любовь и око»,
вышедшая в 2019 году, в рецензии на которую Елена Сафронова сказала
замечательную вещь, применимую, пожалуй, и к ней самой: границы
писателя «по горизонтали» распространяются «в пределы нематериального
мира... А «по вертикали» (если здесь вообще применимы геометрические
категории) это пространство уходит в историю и в принципе теряет
возможность ограничения».
Вертикаль Елены Сафроновой опирается на её историко-архивное
образование, которое, безусловно, развило критическое от природы
88