Page 89 - hronograf-chitajuschij-mir-spetsvipusk
P. 89

Фестиваль: день за днём

          Искандере. Я знаю Елену как неутомимого организатора и неравнодушного
          человека,  которого  не  заметить  просто  невозможно.  Это  касается  и
          сотрудничества с творческими союзами, в частности, Русским ПЕН-центром.
          Действительно, Елена Сафронова – одна из заметных, знаковых, вот именно
          – замечательных фигур сегодняшней литературы».
               Галина  Булатова,  поэт,  переводчик,  организатор  литературной
          премии ДИАС, Казань – Тольятти:
               «Елена Сафронова – современный опытный критик-публицист. Словно
          учёный,  она  кропотливо  и  вдумчиво  препарирует  на  своём  лабораторном
          столе имена, строчки, книги, с которыми сводит её судьба, размышляет над
          литературными  процессами  в  глубинке,  которую  метко  окрестила
          Тридевятым  царством.  «...Я  никуда  не  внедряюсь,  а  живу  там,  где  судьба
          распорядилась,  и  делаю  то,  на  что  Бог  способности  дал.  Способности  эти
          неудобны  для  их  обладателя  в  Тридевятом  Царстве.  Точно  жмущие
          ботинки...»
               Уникальный  дар  Елены  –  быть  настоящим  экспертом  литературно–
          художественного  процесса  –  был  замечен  в  столице  (нет  пророка  в  своём
          Отечестве) и востребован в солидных журналах, одно упоминание которых
          приводит в священный трепет: «Знамя», «Октябрь», «Урал», «День и ночь»,
          «Дети Ра».
               «Критика,  –  считает  Елена,  –  сколь  бы  ни  была  горька,  столь  же  и
          полезна  –  хина!  Лихорадка  звёздной  болезни  и  горячка  честолюбия  от  неё
          утихают».
               Именно  потому, что  Елена  Сафронова  болеет душой  за национальную
          литературу, она занимается своим делом с любовью, обстоятельно, развивая
          и  обогащая  критику  как  литературный  жанр,  торя  тропинки,  ведущие  к
          высокому и прекрасному.
               Мне  же  особенно  приятно  внимание  Елены  Сафроновой  к  казанской
          литературе и литпроцессу, участником которых она стала ещё в 2012 году,
          приехав в столицу Татарстана на фестиваль Велимира Хлебникова. А в 2021
          году в Центральной библиотеке города Казани прошёл её вечер, на который
          собралось  много  зрителей,  в  том  числе  и  тех,  о  ком  Елена  в  разные  годы
          писала.  Слушатели  убедились,  что  о  современной  литературной  критике
          можно рассказывать с огоньком и с интересом. За 10 лет Сафронова написала
          рецензии  и  критические  статьи  по  творчеству  доброго  десятка  казанских
          литераторов. Не осталась без внимания и моя книга «Я, Бог, любовь и око»,
          вышедшая  в  2019  году,  в  рецензии  на  которую  Елена  Сафронова  сказала
          замечательную  вещь,  применимую,  пожалуй,  и  к  ней  самой:  границы
          писателя  «по  горизонтали»  распространяются  «в  пределы  нематериального
          мира...  А  «по  вертикали»  (если  здесь  вообще  применимы  геометрические
          категории)  это  пространство  уходит  в  историю  и  в  принципе  теряет
          возможность ограничения».
               Вертикаль  Елены  Сафроновой  опирается  на  её  историко-архивное
          образование,  которое,  безусловно,  развило  критическое  от  природы



                                                       88
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94