Page 228 - Хронограф 2021-1
P. 228
12 февраля
«Родился я с песнями в травном одеяле…»
Эта знакомая с детства есенинская строчка как нельзя лучше раскрывает
поэтическую душу С.А. Есенина. Даже в лесном покрове поэт увидел теплое
одеяло, покров, согревающий мировую душу, душу матери…
Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме
деда. Детство провел за
народными играми и песнями,
частушками да сказками,
которыми с лихвой делилась
Аграфена Панкратьевна.
«Некоторые сказки с плохими
концами мне не нравились, и я их
переделывал на свой лад», -
напишет позже С.А. Есенин в
своей биографии.
Тонкое восприятие мира
позволило поэту соединить языческую символику, христианскую образность
и народный фольклор. Мальчик рос, с творческой неуемностью впитывая
звуки и запахи природы, народную мудрость и деревенский быт.
До сих пор в Доме-усадьбе с. Константиново прямо напротив входа, у
окна стоит кровать, покрытая разноцветным лоскутным одеялом. Это одеяло
стало символом русского народа. Вплоть до середины XIX века Россия была
домотканой. Под протяжные лирические песни за прялкой, ткацким станом и
пяльцами рождались рукотворные чудеса, впитавшие в себя безграничную
любовь предков. Огромный путь проходило льняное, конопляное или
крапивное семечко, чтобы стать
убранством русского человека. С
огромной любовью сотканное
полотно изнашивалось до последней
нитки, а чуть живые кусочки
превращались в удивительное,
помнящее тепло человеческого
сердца лоскутное одеяло. Такое
одеяло вносило красоту в скромную
повседневность, дарило радостные
краски немудреному крестьянскому
жилью. Одеяло было обязательной
частью приданого невесты и новорожденного…
Удивительное дело – память! Будто и не прошло сотни лет! И вот уже
перед нашими глазами возникает простой, задиристый провинциальный
мальчик, который длинными зимними вечерами, после раздольных песен и
игр со сверстниками, завернувшись в бабушкино лоскутное одеяло,
227