Page 309 - Хронограф 2021-1
P. 309
памятные вехи четырех суровых лет. Победа застала Стаднюка западнее
Вены.
Боевые товарищи Ивана Стаднюка вспоминают, с каким энтузиазмом и
с какой дерзостью молодой офицер выполнял
журналистские задания непосредственно в
окопах и траншеях переднего края, в танковых
десантах, поисковых группах разведчиков, а
когда получил приказ написать о действиях
наших ночных бомбардировщиков, сел в
штурманскую кабину самолета лейтенанта Н.
Гусева и вместе с ним стал летать на боевые
задания в тыл врага. В итоге в армейской газете
«Мужество» появились его очерки «Ночью над
линией фронта», «Летняя ночь» и другие,
рассказывающие о летчиках ночной
бомбардировочной авиации.
После окончания войны Стаднюк
продолжил учебу: заочно окончил факультет
журналистики Московского полиграфического института, получил высшее
военное образование по профилю истории войн и военного искусства, что
через несколько лет пригодилось во время работы над романом «Война».
В 1958 году полковник Иван Стаднюк ушел с действительной службы в
запас. Он сотрудничал с журналом «Советский воин», бывал в воинских
частях, присутствовал на крупных маневрах.
К тому времени, когда Стаднюк оставил военную службу, он был уже
автором многих повестей и киносценариев:
«Человек не сдается» (1946–1952),
«Следопыты» (1961), «Сердце помнит» (1952),
«Плевелы зла» (1957), «Артист из Кохановки»
(1961), «Ключи от неба» (1964) и других.
Всенародную любовь советских кинозрителей
получила экранизация его произведения
«Максим Перепелица», выпущенная на
«Ленфильме» в 1955 году режиссером
Анатолием Граником. Образ веселого и
находчивого парня из украинского села ярко
воплотил молодой актер Харьковского театра
украинской драмы Леонид Быков.
О популярности «Максима Перепелицы»
может свидетельствовать такой факт. В
октябре 1956 года, во время недели
французского фильма, в Москве побывал Жерар Филипп. Когда знаменитого
артиста спросили, какой советский фильм ему бы хотелось посмотреть во
Франции, он в первую очередь назвал – «Максим Перепелица».
308