Page 34 - Хронограф 2021-1
P. 34

время  войны  ИФЛИ  объединили  с  МГУ,  в  1945  году  Антонова  окончила
                  искусствоведческое  отделение  исторического  факультета  МГУ  и  была
                                                                 приглашена  на  работу  в  музей  им.
                                                                 Пушкина,        параллельно        учась     в
                                                                 аспирантуре  при  музее.  Областью  ее
                                                                 научных          исследований           было
                                                                 искусство            Италии             эпохи
                                                                 Возрождения.
                                                                       В      1961        году       директор
                                                                 Государственного                        музея
                                                                 изобразительных           искусств         им.
                                                                 Пушкина           (ГМИИ)          Александр
                                                                 Замошкин  перед  уходом  на  пенсию
                                                                 предложил         старшему         научному
                                                                 сотруднику          Ирине        Антоновой
                                                                 возглавить  учреждение.  По  словам
                                                                 самой  Антоновой,  вся  ее  жизнь
                  оказалась  связана  с  музеем  и  она  об  этом  не  жалеет  –  после  стольких  лет
                  работы  в  учреждении,  где  собрана  вся  мировая  культура,  «появляется
                  специальное внутреннее измерение: человек соотносит себя со всем миром».
                  При Антоновой начался расцвет музея.
                        По  инициативе  Ирины  Александровны  ежегодно  стали  проводиться
                  Випперовские  чтения  –  конференции  памяти  бывшего  научного
                  руководителя  музея  Бориса  Виппера,  которого  Антонова  считала  своим
                  учителем.  Антонова  воплотила  в  жизнь  идею  о  расширении  музея  –
                  появились  Музей  импрессионистов,  Музей  частных  коллекций,  Детский

                  центр.  Более  тридцати  лет  в  ГМИИ  проходят  знаменитые  «Декабрьские
                  вечера», задуманные еще вместе со Святославом Рихтером.
                        Высокая репутация Антоновой в музейном сообществе позволила музею
                                                                        представлять у себя уникальные
                                                                        шедевры  мировой  живописи  из
                                                                        крупнейших         художественных
                                                                        собраний, которые  чрезвычайно
                                                                        редко  «выезжают»  за  рубеж:
                                                                        «Антея»  Пармиджанино  (Музей
                                                                        Каподимонте,                Неаполь),
                                                                        «Святое  семейство»  Мантеньи
                                                                        (Государственное             собрание
                                                                        Дрездена),                  «Портрет
                                                                        неизвестного с серыми глазами»
                                                                        Тициана  (Галерея  Палатина,
                  Флоренция), «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Лувр).
                        Появление в Москве шедевра да Винчи вызвало небывалый ажиотаж –
                  ценители  искусства  дежурили  на  подступах  к  музею,  чтобы  ровно  на  15

                                                               33
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39