Page 34 - Хронограф 2021-1
P. 34
время войны ИФЛИ объединили с МГУ, в 1945 году Антонова окончила
искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ и была
приглашена на работу в музей им.
Пушкина, параллельно учась в
аспирантуре при музее. Областью ее
научных исследований было
искусство Италии эпохи
Возрождения.
В 1961 году директор
Государственного музея
изобразительных искусств им.
Пушкина (ГМИИ) Александр
Замошкин перед уходом на пенсию
предложил старшему научному
сотруднику Ирине Антоновой
возглавить учреждение. По словам
самой Антоновой, вся ее жизнь
оказалась связана с музеем и она об этом не жалеет – после стольких лет
работы в учреждении, где собрана вся мировая культура, «появляется
специальное внутреннее измерение: человек соотносит себя со всем миром».
При Антоновой начался расцвет музея.
По инициативе Ирины Александровны ежегодно стали проводиться
Випперовские чтения – конференции памяти бывшего научного
руководителя музея Бориса Виппера, которого Антонова считала своим
учителем. Антонова воплотила в жизнь идею о расширении музея –
появились Музей импрессионистов, Музей частных коллекций, Детский
центр. Более тридцати лет в ГМИИ проходят знаменитые «Декабрьские
вечера», задуманные еще вместе со Святославом Рихтером.
Высокая репутация Антоновой в музейном сообществе позволила музею
представлять у себя уникальные
шедевры мировой живописи из
крупнейших художественных
собраний, которые чрезвычайно
редко «выезжают» за рубеж:
«Антея» Пармиджанино (Музей
Каподимонте, Неаполь),
«Святое семейство» Мантеньи
(Государственное собрание
Дрездена), «Портрет
неизвестного с серыми глазами»
Тициана (Галерея Палатина,
Флоренция), «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Лувр).
Появление в Москве шедевра да Винчи вызвало небывалый ажиотаж –
ценители искусства дежурили на подступах к музею, чтобы ровно на 15
33