Page 82 - Хронограф 2021-3 с обложкой для сайта
P. 82
событий международной и российской жизни, рецензии и заметки о новых
книгах, а также «разные известия», «смесь», корреспонденции с мест или
письма. С 1861 г. Катков исхлопотал разрешение выпускать «Современную
летопись» как самостоятельный еженедельник, поэтому сам журнал стал
выходить раз в месяц и приобрел репутацию относительно нейтрального и
респектабельного издания.
Именно в «Русском вестнике»
впервые увидели свет важнейшие
произведения многих великих русских
писателей второй половины XIX века –
«Преступление и наказание» (1866),
«Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872),
«Братья Карамазовы» (1879–1880)
Достоевского, «Семейное счастие» (1859),
«Казаки» (1863), «Война и мир» (1865–
1869), «Анна Каренина» (1875–1877) Льва
Толстого, «Губернские очерки» (1856)
Салтыкова-Щедрина, «Накануне» (1860),
«Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867)
Тургенева, «Запечатленный ангел» (1873),
«Соборяне» (1872), часть семейной
хроники «Захудалый род» (1874) Лескова,
«Князь Серебряный» (1863) Алексея Константиновича Толстого. Участие
таких людей создавало журналу популярность в кругах читателей.
Печатались также произведения Мельникова-Печерского, Марко Вовчок,
Аксакова, Гончарова, Майкова, Плещеева, Фета, Тютчева, исследования
Буслаева, Грота, Забелина, Лонгинова, Сергея Соловьева, Чичерина,
Юркевича и других историков, филологов и философов.
Знаменательна роль «Русского вестника» в создании так называемой
«антинигилистической» беллетристики, в самом неприглядном виде
изображавшей революционное движение 60-х гг. и его идеологов. Началом
этого стала публикация «Отцов и детей» Тургенева, которые Катков всячески
стремился истолковать как памфлет на «молодое поколение». В дальнейшем
реакционная беллетристика была представлена романами Писемского
(«Взбаламученное море»), Клюшникова («Марево»), Крестовского
(«Кровавый пуф», дилогия «Панургово стадо» и «Две силы»), Лескова
(«Некуда», «На ножах»), Авсеенко («Злой дух»), Орловского («Вне колеи»),
Дьякова («Кружковщина») и особенно Б. Маркевича («Марина из Алого
Рога», «Перелом», «Бездна»).
По мере того, как журнал все откровеннее становился «рупором
реакции», с его страниц постепенно исчезали литературные имена. Разорвали
свои связи с ним Тургенев и Лев Толстой (публикация «Анны Карениной»
была прервана из-за несогласия редактора с автором в оценке
современности). «Русский вестник» был настолько влиятельным органом
81