Page 234 - Хронограф
P. 234
научения». В основу книги, изданной во Львове в 1574 г. (второе издание
вышло в Остроге в 1578 г.), положен распространенный в то время
буквослагательный метод, заключавшийся в заучивании букв славянского
алфавита и в усвоении двух- и трехбуквенных слогов. Книгу открывают 45
строчных букв кирилловского
алфавита, затем приводится
«вспятословие» – алфавит в
обратном порядке, после чего
следуют буквы, расположенные
вразбивку восемью колонками.
Ученики заучивали буквы по
первому перечню, а затем
закрепляли знания по второму и
третьему. Следующий шаг в
постижении грамоты –
упражнения для чтения и
письма, представленные
сочетаниями согласных с различными гласными. Мы можем представить
сейчас, как ученики древней школы водили пальцами по строкам и
произносили сначала «двуписьменные слоги» – «ба», «ва», «га», а затем и
«триписьменные» – «бра», «вра», «гра»...
На выставке можно познакомиться с миниатюрным изданием «Азбуки»
1574 г., выполненным издательством «Просвещение» в 1977 г., а также
факсимильным изданием «Острожской Азбуки» 1578 г., подготовленным в
1983 г. видным ученым-книговедом
Евгением Немировским.
Среди азбук и букварей XIX – начала
XX вв. особого внимания заслуживают
издания, составленные знаменитыми
педагогами и литераторами –
Константином Ушинским, Василием
Водовозовым, Львом Толстым, и
иллюстрированные известными
художниками. Притягивает взгляд
«Азбука в картинах Александра Бенуа»
(СПб., 1904) – непревзойденный образец
русской книжной графики. Работу над
«Азбукой» художник начал в 1903 г.
Книга предназначалась для его сына,
которому тогда едва исполнилось два
года. Для каждой буквы Бенуа выделил
отдельную страницу, украсив ее изящно исполненными композициями на
сказочные сюжеты. Художник создал веселую, красивую детскую книжку,
преследовавшую не только учебные, но и развлекательные цели:
233