Page 102 - Хронограф
P. 102

Библиотечный хронограф. Выпуск IV


                  отличались  новаторской  трактовкой  канонов  академического  искусства,
                  прежде всего евангельской тематики. Картины Николая Ге вызывали бурные
                  споры  и  дискуссии  современников,  которые  при  этом  отдавали  дань  его
                  поразительному мастерству.
                        Личность  и  учение  Христа  –  постоянно  занимавшая  художника  тема.
                  Уже  его  ранняя  картина  «Тайная  вечеря»  (1863),  привезенная  из
                  пенсионерской поездки в Италию после окончания Петербургской Академии
                  художеств, имела такой успех, что Академия художеств, идя на компромисс,
                  присвоила  ему  звание  профессора  исторической  и  портретной  живописи.
                  Картина имела сильное воздействие на зрителей – они словно слышали голос
                  Иисуса  Христа,  обратившегося  во  время  своей  последней  трапезы  к
                  ученикам: «Один из вас предаст меня».
                        Удачей  художника  стала  картина  из  русской  истории  «Петр I
                  допрашивает  царевича  Алексея  Петровича  в  Петергофе»  (1871),  в  которой
                  реальные  события  были  показаны  во  всей  правде  характеров,  ситуаций  и
                  достоверности обстановки. В трактовке художника здесь показан не просто
                  конфликт       отца     и    сына,      личная      драма,     а    столкновение        двух
                  противоборствующих исторических сил.
                        Последние  пятнадцать  лет  жизни  Ге  посвятил  исключительно
                  библейской  тематике.  Он  создает  «Страстной  цикл»  о  последних  днях
                  Христа, куда вошли картины «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (1891), «Суд
                  Синедриона»  (1892),  «Распятие»  (1894)  и  другие,  появившиеся  после
                  знакомства с  Л.Н. Толстым и  его  учением. Это  рассказ об  истине и  добре,
                  обреченных на страдания, о нравственном усовершенствовании человечества
                  через  личную  жертву.  Художник  достиг  потрясающих  результатов  в
                  изображении  физических  и  нравственных  мук  человека,  обрисовав  их  с
                  необыкновенной  силой  и  достоверностью.  Одной  из  наиболее  глубоких  по
                  содержанию  и  новаторской  по  форме  явилась  картина  «Голгофа»  (1892).
                  Прием  противопоставления  персонажей,  часто  используемый  художником,
                  находит  здесь  яркое  и  лаконичное  выражение:  властно  простертая  рука,
                  подающая  сигнал  к  казни,  и  Христос,  находящийся  в  ожидании  долгой  и
                  мучительной смерти во имя искупления. Картина не была закончена, публика
                  увидела ее  лишь  после смерти  художника:  это  удивительное полотно  даже
                  сегодня поражает воображение.
                        Знакомство с творчеством Николая Ге, разбор его картин, обращение к
                  истории их создания, сюжету, художественному своеобразию работ, помогло
                  аудитории  погрузиться  в  творческий  мир  художника,  его  философско-
                  этические  искания,  поиск  ответа  на  запросы  современности.  Ге  верил,  что
                  искусство  способно  преобразить  действительность,  переменить  жизнь
                  ближнего и всей России к лучшему.
                        В завершение лекции Андрей Балашов ответил на вопросы аудитории.






                                                               101
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107