Page 102 - Хронограф
P. 102
Библиотечный хронограф. Выпуск IV
отличались новаторской трактовкой канонов академического искусства,
прежде всего евангельской тематики. Картины Николая Ге вызывали бурные
споры и дискуссии современников, которые при этом отдавали дань его
поразительному мастерству.
Личность и учение Христа – постоянно занимавшая художника тема.
Уже его ранняя картина «Тайная вечеря» (1863), привезенная из
пенсионерской поездки в Италию после окончания Петербургской Академии
художеств, имела такой успех, что Академия художеств, идя на компромисс,
присвоила ему звание профессора исторической и портретной живописи.
Картина имела сильное воздействие на зрителей – они словно слышали голос
Иисуса Христа, обратившегося во время своей последней трапезы к
ученикам: «Один из вас предаст меня».
Удачей художника стала картина из русской истории «Петр I
допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), в которой
реальные события были показаны во всей правде характеров, ситуаций и
достоверности обстановки. В трактовке художника здесь показан не просто
конфликт отца и сына, личная драма, а столкновение двух
противоборствующих исторических сил.
Последние пятнадцать лет жизни Ге посвятил исключительно
библейской тематике. Он создает «Страстной цикл» о последних днях
Христа, куда вошли картины «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (1891), «Суд
Синедриона» (1892), «Распятие» (1894) и другие, появившиеся после
знакомства с Л.Н. Толстым и его учением. Это рассказ об истине и добре,
обреченных на страдания, о нравственном усовершенствовании человечества
через личную жертву. Художник достиг потрясающих результатов в
изображении физических и нравственных мук человека, обрисовав их с
необыкновенной силой и достоверностью. Одной из наиболее глубоких по
содержанию и новаторской по форме явилась картина «Голгофа» (1892).
Прием противопоставления персонажей, часто используемый художником,
находит здесь яркое и лаконичное выражение: властно простертая рука,
подающая сигнал к казни, и Христос, находящийся в ожидании долгой и
мучительной смерти во имя искупления. Картина не была закончена, публика
увидела ее лишь после смерти художника: это удивительное полотно даже
сегодня поражает воображение.
Знакомство с творчеством Николая Ге, разбор его картин, обращение к
истории их создания, сюжету, художественному своеобразию работ, помогло
аудитории погрузиться в творческий мир художника, его философско-
этические искания, поиск ответа на запросы современности. Ге верил, что
искусство способно преобразить действительность, переменить жизнь
ближнего и всей России к лучшему.
В завершение лекции Андрей Балашов ответил на вопросы аудитории.
101