ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИСТОРИИ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА. ВЫП. 1. - 1885. - page 283

269
и
вынуждаемый
естественными
потребностями
мѣстностп.
Такова
мостовая
повинность.
Дороги,
мосты
и
перевозы
составляютъ точно
такую
же
принадлежность
каждой
мѣстностп,
какъ
грунтъ
ея
земли,
ея
горы, овраги
и
проч.
Пути
сообщенія
часто
даже
доставляютъ
выгоды
и
весьма
значительный,
они
особенно
полезны
и
необходимы
для
самой
мѣстности;
нельзя
учесть,
отдѣлпть
пользу, доставляемую
пмп
губерпіи,
отъ
пользы,
доставляемой
нмп
самой
мѣстностп.
Оцѣнены
ли
выгоды,
доставляемы^
рѣками, рѣчками
и
другими
естественными
особенностями
края?
Нѣтъ,
и не
могутъ
быть
оцѣнены,
и
въ
этомъ-то
и
заключается
несправедливость
настоящей
системы.
Если
судоходныя
рѣки
прпчпняютъ
расходы
устройствомъ
перевозовъ,
стоюідпхъ
вообще
дороже
мостовъ,
то
въ то же
время
они
всегда
считались
средетвомъ
къ
ожпвленію
промышленности:
всѣ
продукты могутъ
быть
сплавляемы
по
рѣкѣ,
которая
не
требуетъ
нпкакпхъ
почпиокъ.
Въ
то же
время
не
приняты
въ
расчетъ
и
выгоды,
доставляемыя
большими
дорогами:
если
въ
уѣздѣ
много
большпхъ
дорогъ,
то
настолько можетъ
быть
менѣе
проселочпыхъ
дорогъ
н
торговыхъ,
содержимыхъ
мѣстнымъ
зеыствомъ.
Если
справед-
ливо
уравнивать дорожную
повинность,
то
почему
послѣ
этого
не
уравнять
другія
повпниостп:
постойной,
подводной,
и
даже
не
установить
новой
повинности
взашшаго
прокормленія
однпхъ
уѣздовъ
другими?
Правда,
слѣдуетъ
оказывать
пособіе
тѣмъ,
которые
особенно
отягощены
какою-нибудь
повинностью,
но
это
пособіе
должно
быть
оказываемо
въ
крайнихъ
и
рѣдкпхъ
случаяхъ,
пначе
мы
выйдемъ
пзъ
областп
админи-
стративной
и
вступимъ
въ
безбрежную
область
благотворительности.
Сторонники
системы
возражали,
что
большія
дороги
составляютъ
потребность
всѣхъ,
онп
пли
нужны
всѣмъ
пли
нѣкоторыя
пзъ нпхъ
никому
не
нужны,
п
неужели
одни
уѣзды
должны
пхъ
содержать,
такъ
какъ
ими
пользуются
всѣ?
Дороги
не
всегда
доставляютъ
выгоды
уѣздамъ,
а
обремененіе
всегда,
есть
такія дороги,
которыя нужны
только
для
губерніп,
а не
для
уѣздовъ:
для
послѣднпхъ
онп
даже
вредны,
а
еще
велятъ называть
пхъ
полезными,
такъ
напр.
Астрахански!
трактъ
это
вена,
черезъ которую
пдетъ
чума
п
зараза.
Уравненіе
есть
дѣло
губерніп,
а
не
уѣздовъ;
уѣзды
не
могутъ
требовать
помощи,
какъ
бы
они
не
были
обременены
дорожною
повинностью;
губерпія
же,
если
желаетъ
пыѣть
одинаково
хорошія
дороги,
должна давать
эту
помощь.
Правда,
что
при
оцѣнкѣ
не
приняты
въ
расчетъ
иѣкоторыя
выгоды,
но
почему
же не
перечислить
и
ыногпхъ
другпхъ,
кромѣ
указанныхъ?
Одни
уѣзды
бываютъ
чаще
подвержены
болѣзнямъ,
чѣмъ
другіе;
въ
одномъ—
образование
распространено
больше,
чѣмъ
въ
другомъ;
пожалуй,
въ
одномъ
уѣздѣ
больше
снособныхъ
гласныхъ,
чѣмъ
въ
другомъ.
1...,273,274,275,276,277,278,279,280,281,282 284,285,286,287,288,289,290,291,292,293,...308
Powered by FlippingBook