МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. - page 409

— 390 —
потонетъ, будетъ живъ. Этотъ самый обычай повторяется и въ Троицынъ
день, разница существуетъ только въ названіи: въ семикъ завиваютъ
вѣнки, а въ Троицынъ день развиваютъ. Въ Духовъ день многія деревни
имѣютъ обычай обходить поля съ образами; образа подымаютъ въ поля
и тогда, когда долгое время стоитъ ведро, вслѣдствіи чего земля про­
сыхаетъ и останавливается ростъ хлѣба. По большей части день для под­
нятія образовъ избирается праздничный; отслушавъ утреню, берутъ обра­
за, и въ особенности образъ Ильи Пророка, и, предшествуемые священ­
никомъ, при пѣніи причта, идутъ въ деревню; возлѣ часовни служатъ мо­
лебенъ о дождѣ съ колѣнопреклоненіемъ и водоосвященіемъ; потомъ обхо­
дятъ кругомъ дачи, по генеральнымъ рубежамъ, при чемъ священникъ
кропитъ поля святою водою. Священнику платится міромъ, для чего соби­
рается по нѣскольку копѣекъ съ души.
Въ праздникъ Вознесенья пекутъ лѣсницы. Это ничто иное, какъ про­
долговатыя лепешки изъ тѣста, въ видѣ лѣсенки; съ ними мужики, бабы
п дѣвки идутъ въ своп поля, гдѣ каждый, помолясь на всѣ четыре сто­
роны, бросаетъ лѣсенку вверхъ, приговаривая: чтобъ рожь моя выросла
также высоко;» послѣ чего лѣсенки съѣдаютъ.
1-го августа, въ праздникъ перваго Спаса (или Спаса медоваго),
бываетъ крестный ходъ и, гдѣ освящается вода, пригоняютъ па бли­
жайшій лугъ лошадей со всего прихода; по окончаніи молебна и освя­
щенія воды священникъ, проходя по рядамъ лошадей, кропитъ ихъ св
водою; въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ есть рѣка, лошадей прогоняютъ вплавь
чрезъ ея освященныя воды. Въ этотъ день пчеловоды приносятъ въ церкви,
для освященія, первые соты; поэтому-то и день этотъ называется обы­
кновенно въ народѣ Спасомъ медовымъ.
Праздникъ Преображенія Господня (6 августа) называется вторымъ
Спасомъ. Въ этотъ день всѣ садоводы выносятъ, для освященія, яблоки въ
церковь; / о этого же дня ѣсть яблоки считается грѣхомъ. Праздникъ Прео-
цраженья въ народѣ слыветъ подъ именемъ Спаса яблочнаго. 29 авгу­
ста, въ день усѣкновенія главы Іоанна Предтечи, не ѣдятъ ничего шаро­
образнаго, имѣющаго подобіе головы, ни картофеля, ни яблокъ.
1-е ноября, день Козьмы и Даміана, весьма чтимъ народомъ, особен­
но женщинами. Крестьянскія дѣвушки день этотъ считаютъ исключительно
своимъ праздникомъ; также, какъ бабы воскресенье въ день Женъ-Міро-
носицъ. Точно также дѣлаютъ они складчину и, на собранныя деньги,
угощаютъ приходящихъ въ гости молодыхъ бабъ и другихъ гостей. Въ
каждомъ дворѣ убиваютъ въ этотъ день непремѣнно на обѣдъ пѣтуха и
курицу; поводъ къ этому заслуживаетъ вниманія. Еще весной, когда куры
1...,399,400,401,402,403,404,405,406,407,408 410,411,412,413,414,415,416,417,418,419,...587
Powered by FlippingBook