Сергей Иванович Исаев приехал работать в Мичуринск
в Научно-исследовательский институт им. Мичурина из
Москвы, где он в течение двенадцати лет был руководи
телем работы юных натуралистов на Центральной агро
биостанции им. Тимирязева.
Серьёзный и вдумчивый учёный, беззаветно преданный
идее Мичурина о широком развитии русского плодовод
ства, С. И. Исаев работал в Институте над выведением
улучшенных зимостойких сортов яблони и, ведя эту селек
ционную работу, разрабатывал ряд тем по генетике и ме
тодике селекции в свете мичуринского учения. Одной из
тем было — «направленное воспитание» молодых гибри
дов с целью формирования нового сорта.
Этой теме сопутствовала работа над выведением сорта
Северный Синап.
Мичуринский сорт Кандиль-китайка, над которым
очень долго работал сам Иван Владимирович, по зимо
стойкости дерева всё же не удовлетворял его. Но сеянцы
Кандиль-китайки (второе поколение) получались уже бо
лее выносливыми, и Мичурин надеялся получить из них
несколько выносливых сортов для более северных райо
нов СССР.
Весной 1927 г. Исаев, вместе с юными мичуринцами,
по совету Ивана Владимировича, посеял присланные ему
семена Кандиль-китайки в саду Московской станции
юннатов. Затем сеянцы были высажены в питомник, на
участок хорошо защищенный от ветра с легкой супесча
ной почвой. Это помогло закреплению зимостойкости у
сеянцев.
Зима 1928—1929 г. была очень суровой, температура
падала до —40°, и все же некоторые из сеянцев сохрани
лись и через шесть лет стали плодоносить. Один из сеян
цев— j\jb 173 — отличался особенно хорошими качествами
плодов. Он стал маточным деревом нового сорта, которому
позднее было присвоено название Северный Синап.
В 1939 г. двухлетние саженцы Северного Синапа, при
витые на Антоновку обыкновенную, были разосланы для
испытания на опытные станции плодоводства, а в 1950 г.
пятнадцатилетние деревья Северного Синапа приносили
уже по 120—170 килограммов плодов с каждого дерева,
плодов, которые по вкусу и прочности их прикрепления
к
дереву превосходили южные Синапы.
История выведения этого сорта — блестящий пример,
143