ПИТАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
< ( \
Ѵгрганизм есть то, что он ест»,—так можно перефразиро
вать формулу философа XIX века Фейербаха, высказанную им
по адресу человека.
Порочность этой формулы в применении к человеку, как
к социальному существу, давно доказана марксизмом. Не
трудно представить себе двух человек, не видящих на своем
столе мяса. Но один из них, может быть, богач-банкир, стра
дающий несварением желудка и посаженный врачами на го
лодную диету, а другой — эксплоатируемый в капиталистиче
ском обществе трудящийся, вынужденно сидящий на голод
ном пайке.
Весь строй мыслей, взгляды и вкусы этих двух людей бу
дут определяться никак не количеством жиров, белков и угле
водов в их пище.
Но, может быть,
растительный
организм есть то, что он
ест?
Фейербахианская формула не оправдывается и в отноше
нии растений, во всяком случае в отношении тех, которые уже
обладают определенной породой, т. е. исторически сложивши
мися и закрепленными устоями. Скорее наоборот: про подоб
ного рода растения можно с полным правом сказать, что «орга
низм ест лишь то, что он есть», ибо такого рода организм
избирает пищу согласно особенностям своей исторически сло
жившейся природы.
Приспособленная к пище тропиков пальма отказы
вается питаться почвенной пищей болот, а клюква заболочен
ных почв севера умирает от голода на жирных чернозе
мах юга.
Организм установившейся породы «разборчив», он изби
рает себе пищу по своим потребностям, он устойчив в своих
«симпатиях» и «антипатиях».
Друг
Мичурина,
крупнейший
советский
ботаник
Б. А. Келлер, рассказывал, что в 1915 году он наблюдал
47