тучной черноземной почвой и перенес питомник в ныне знаме
нитую Донскую слободу. Это произошло в 1900 году.
Здесь, на берегу речки Лесной Воронеж почва была не
сравненно более бедна, и питомцы Мичурина попали в суро
вые спартанские условия, воспитывавшие в них стойкость и
выносливость, характерную для закаленных северных роди
телей.
«Одним словом, — писал Мичурин, излагая результаты
своего смелого решения, — сеянцы в молодом возрасте, раз
вившие в себе устойчивость к морозу, — являются вполне на
дежным материалом для выведения новых сортов в данной
местности».1
В дальнейшем, когда устойчивость к перенесению моро
зов вполне закрепилась и подходила пора формирования по
родных качеств плодоношения, деревца, выросшие из сеян
цев, или пересаживались на тучную, богатую питательными
веществами почву, или другим способом обеспечивались
обильным питанием, благодаря чему облагораживалось каче
ство их плодов.
Питание — это тот же воспитатель. Много разнообразных
свойств надо воспитать в формирующемся растении, и каждое
из них создается в связи с тем или иным своевременно подан
ным растению питанием.
Нужно знать, как, когда и чем кормить растения. Одна
пища в одно время нужна для формирования одних свойств
и другая в другое врем я—для других. Кормление растений
в процессе селекции — наука. Ведь кормление юных орга
низмов это и есть воспитание их наклонностей и навыков. Р е
жим кормления определяется в зависимости и от селекцион
ных задач и от характера происхождения самого гибрида.
Здесь есть закономерности, но не может быть шаблона. Здесь
требуются знания ученого и чутье мастера.
Всем этим в огромной мере обладал Мичурин. Его реше
ния задач при кормлении того или иного сеянца, саженца или
взрослого дерева были настолько различными, что многие не
доумевали, а противники злорадно отмечали «противоречия»
в установках и советах Мичурина. В самом деле, разве не
Мичурин настаивал на обильном кормлении сеянцев плодо
вых? И он же пересадил сеянцы с тучной на бедную почву.
Это ли не противоречие?!
Да, противоречие! Только оно присуще не Мичурину, а
самой действительности. Так уж противоречиво устроена при
рода. И ученый только отражал в своем учении закономер
ности противоречий природы, противоречий жизненных про
цессов.
1 И. В. Мичурин. Соч., т. IV, стр. 78.
52